► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
Советская Сибирь. 1941. 4 сентября: «НОВЫЕ КИНОФИЛЬМЫ. […] Режиссер Плотский ставит фильм „Гигиена и санитария бомбоубежищ“, в котором на примере одной семьи покажет, как должно вести себя население во время воздушной тревоги, каким должно быть бомбоубежище с отсеками для матерей с детьми, больных, подростков и т. д. Режиссеры Харьков, Соколов, Мурин и другие готовят несколько фильмов о работе железных дорог в военных условиях. Киностудия готовит, кроме того, несколько короткометражных фильмов-плакатов „Записывайтесь в санитарные дружины“, „Вступайте в ряды доноров“, „Обучайтесь в кружках ГСО“ и т. д. В киностудии ведется интересная работа по популяризации методов лучших стахановцев. […] Интересный фильм о новых системах разработки угля в Кузбассе готовит режиссер Гофман-Згода. В этой картине будут показаны выгода и экономическая целесообразность применения щитов Чинакала, роль опережающего крепления, малой механизации и т. д. Сценарий написан режиссером».
Советская Сибирь. 1942. 4 апреля: «Павел Ширшов и его товарищи на экране. На-днях Новосибирская студия Кинохроники (оператор тов. Кутуб-Заде) засняла на кинопленку работу тысячников энского завода — тт. Ширшова, Марцинкевича, Сиротина и др. для Союзкиножурнала № 14».
Советская Сибирь. 1943. 26 июня: «Сельскохозяйственные работы на экране. Новосибирская студия Кинохроники снимает для ближайшего номера своего киножурнала работы по прополке зерновых на полях колхозов, обслуживаемых Елтышевской МТС, Ояшинского района. Одновременно будут засняты все процессы ремонта комбайнов. Съемку производит оператор С. Хмелев. Одна из лучших коневодческих ферм Новосибирской области находится в сельскохозяйственной артели Коченевского района. Отличные образцы работы показывают на ферме колхозницы, работающие в качестве наездниц-тренировщиц. Работу фермы снимает оператор Г. Цветков для одного из ближайших номеров киножурнала».
Советская Сибирь. 1944. 12 ноября: «НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ. Киностудия Сибтехфильм к XXVII годовщине Великого Октября выпустила 19 учебно-оборонных фильмов, которые получили отличную оценку. Режиссером Задорожным и оператором Шлеминым сделан фильм „Ветеринарная служба в дни Отечественной войны“. Фильм получил отличную оценку Кинокомитета. […] На широкий экран были выпущены плакаты и фильмы: „Береги глаза“, „Что должен знать инвалид о протезах“, „Чем заменить мыло в быту“, „Коклюш“ и другие […]».
Советская Сибирь. 1943. 30 июня: «„Сибирь на экране“. Мария Александровна Душкина восемь лет работает в свиносовхозе „Сибиряк“, Ояшинского района. За примерную стахановскую работу Наркомат совхозов СССР наградил ее значком „Отличник социалистического соревнования“. Душкина не допустила ни одного случая отхода за весь 1942 год. На каждую свиноматку она получила по 17 деловых поросят. Киноочерк о свиносовхозе „Сибиряк“ и его передовых стахановцах — М. Душкиной и других заснят Новосибирской студией кинохроники и включен в журнал „Сибирь на экране“ № 24. В этом же номере журнала будет показан очерк о подарках, посылаемых трудящимися Октябрьского района Новосибирска на фронт гвардейцам-сибирякам. 2 июля журнал появится на экранах новосибирских кинотеатров».
Кинооператор Новосибирской студии кинохроники С. В. Хмелев на съемках фильма «Фронт удаляется на Запад» в Воронеже, 1942−1943
Советская Сибирь. 1941. 11 декабря: «„Сибирь поднялась!“ Новый художественно-документальный фильм. В железном марше проходят по экрану колонны вооруженных бойцов… — Вам, дорогие братья, бесстрашные воины Красной Армии и Морского Флота, вам, герои великой битвы за счастье и свободу человечества, посвящают этот фильм-отчет сотни тысяч трудящихся Новосибирской области. Мы с вами, наши защитники, герои, наши дети и братья! — Помните: мы ждем вас с победой. Мы сделаем все, чтобы ускорить час жестокой расправы с проклятым фашизмом. Нашей работой, нашей жизнью руководит одна мысль: — Все для фронта! — Все для победы! Так начинается художественно-документальный фильм о героике сибирских будней […] Забыты довоенные нормы. То, на что в июне требовались недели, сейчас отнимает часы. […] Уже первые снятые кадры нового фильма свидетельствуют о большой творческой удаче кинорежиссера В. Геймана, который средствами киноискусства выразительно и высокохудожественно запечатлел для экрана патриотизм и любовь сибиряков к своей родине. Остается пожелать, чтобы Комитет по делам кинематографии обеспечил коллективу режиссера В. Геймана самые благоприятные условия для завершения его интересной и нужной работы».
Советская Сибирь. 1942. 29 мая: «„Сибирь — фронту“ (Новый документальный кинофильм). […] Сибирь! Короткое слово, за шестью буквами которого в сознании встают неисчислимые богатства нашей родины. Сибиряки — люди твердой воли и смелых дел. Вы видите их на экране, создающими сегодня все то, что необходимо фронту, что требуется для победы над трижды проклятым врагом. […] Документальный фильм „Сибиряки — фронту“, созданный режиссером Виктором Гейманом, вышел на экраны области. Лента смотрится с хорошей волнующей гордостью. Она доходит до сердца ученого и пионера, колхозника и сталевара. Она понятна и близка каждому советскому человеку. […] Это талантливый и очень короткий рассказ. Это только эскиз картины, которую нужно создать о богатырской Сибири, сокровищах, которые питают фронт, вооружают нашу армию для победы над врагом. Мы верим, что она будет создана […]».
По воспоминаниям кинооператора С. Хмелева: «Когда появилось сообщение о формировании Сибирской добровольческой дивизии, мы, режиссер Литвинов, ассистент оператора Никифоров, администратор и я, сразу же, без сценария, приступили к съемкам. […] Фильм волнует и сегодня […]». Песня, звучавшая в фильме, написана новосибирским поэтом, фронтовым корреспондентом А. Смердовым.
В декабре 1942 г., как анонсирует газета «Советская Сибирь» (5 и 12 декабря), «на экраны области выпускается новый фильм — „Сибирь в дни войны“. Фильм посвящается славным сынам Сибири — гвардейцам, героически сражающимся на фронтах отечественной войны. Авторы сценария: А. Смердов, С. Koжевников, Е. Иванов, М. Кауфман, Я. Задорожный. Текст песен: поэта А. Смердова. Режиссеры заслуженный деятель искусств М. Кауфман, Я. Задорожный. Выпуск Новосибирской конторы „Главкинопрокат“». 13 декабря 1942 г. была опубликована рецензия А. Бруштейн на этот фильм.
Советская Сибирь. 1942. 13 декабря: «[…] За время войны чрезвычайно возросло значение хроникальных картин, и это, конечно, не случайно. Из всех искусств одному только документальному фильму, пожалуй, дано запечатлеть жизнь во всей ее правде, не приукрашенной средствами художественного вымысла. Скупые кадры нашей хроники расскажут внукам и правнукам бессмертную правду борьбы и труда, тяжких испытаний, не сломленного упорства и нетленной славы народа. Одним из таких документов эпохи явится и картина „Сибирь в дни войны“ (производство „Сибтехфильм“). Литературный сценарий, написанный любовно писателями-сибиряками: Е. Ивановым, С. Кожевниковым и А. Смердовым, пронизанный подъемной песней А. Смердова, творческие усилия режиссуры (заслуженный деятель искусств М. Кауфман, А. Литвинов и Я. Задорожный), хорошая работа операторов (М. Кауфман, А. Баранов, П. Клушанцев) помогли создать кинокартину интересную и ценную […] Все, что показано, сделано интересно и добротно, но хотелось бы, чтобы количественно этого было показано несколько больше».
Кадр из фильма Иван Грозный (1 серия)
Советская Сибирь. 1943. 12 июня: «С'емки фильма „Иван Грозный“. В алма-атинской киностудии (Казахстан) начались с’емки кинофильма „Иван Грозный“ по сценарию С. М. Эйзенштейна, который является одновременно и постановщиком картины. Фильм охватывает огромный период в 37 лет царствования царя Ивана Васильевича, названного современным ему русским мемуаристом „вторособирателем Руси“ Основная тема картины — борьба царя за единство и мощь русского государства против феодалов-бояр и внешних врагов: татар на Востоке и немецких рыцарей из Ливонского ордена на Западе. В картине снимается ряд выдающихся советских актеров: народный артист РСФСР Н. Черкасов (в роли Ивана Грозного), заслуженные артисты М. Жаров (Малюта Скуратов), А. Абрикосов, народный артист УССР Бучма и др. Натурные с’емки для ряда сцен будут производиться в окрестностях Новосибирска. Осенью С. Эйзенштейн приедет с постановочной группой в Новосибирск, гдеприступит к с’емкам сцен „Иван Грозный в Александровской слободе“, „Поход на Новгород“, „Лобное место на Красной площади в Москве“ и др.».
Советская Сибирь. 1944. 24 марта: «С‘емки кинофильма „Буря“. В Новосибирске ведется подготовка к с'емкам нового художественного кинофильма „Буря“. Фильм снимают авторы сценария кинорежиссеры Л. Трауберг и Г. Козинцев. В фильме снимаются народная артистка СССР Корчагина-Александровская, народный артист РСФСР Скоробогатов, заслуженные артисты республики Толубеев и Жуковский, народная артистка СССР Ужвий. Павильонные и натурные с’емки будут происходить в Новосибирске, Ташкенте и Ленинграде. Фильм появится на экранах в текущем году».
Советская Сибирь. 1941. 14 декабря: «Не ниже 20 процентов месячной зарплаты! Десятки тысяч трудящихся области приобретают билеты денежно-вещевой лотереи […] К полудню 12 декабря 153 работника киностудии „Сибтехфильм“ подписались на 19.440 рублей, что составляет свыше 20 процентов их месячной заработной платы. Кинорежиссер А. Д. Форд подписался на 500 рублей, режиссер М. С. Каростин — на 450 рублей, режиссер Е. В. Грязнов — на 400 рублей. Администратор А. Е. Ратомская при месячном заработке в 400 рублей подписалась на 180 рублей и т. д. Подписка продолжается […]».
Советская Сибирь. 1942. 14 апреля: «Вчера в Новосибирске. […] Через десять минут после оглашения постановления правительства о выпуске займа началась подписка в Новосибирской киностудии. Режиссеры тт. Соколов и Литвинов подписались на 3 тысячи рублей каждый и по 2.000 рублей внесли наличными. Режиссер т. Раппопорт подписался на 3 тысячи рублей и наличными внес полторы тысячи. Режиссеры тт. Коростин и Клейман подписались на 3 тысячи, режиссер т. Уманский — на 2 тысячи. Директор студии т. Мордухович и секретарь партийной организации т. Павлова подписались на 125 проц. своей месячной зарплаты. Всего охвачено подпиской 85 работников, подписавшихся на 63.425 рублей, то-есть, в среднем, на 125 проц. месячного фонда зарплаты».
Советская Сибирь. 1945. 24 февраля: «Хорошо поставлена военно-физкультурная работа на Новосибирской кинокопировальной фабрике. На снимке: комсомолец, дежурный механик Тимофей Комалединов бросает гранату. Фото Шумакова».
Новосибирская школа киномехаников начала работать в 1937 г. (хотя у Кино-Сибири и в 1920-е были курсы киномехаников) в двухэтажном деревянном здании на ул. Журинской, 74. В декабре 1941-го школу потеснили курсы связи ОСО и автошкола, а с марта 1943-го курсы вернулись на эту площадку. «Новосибирские курсы механиков звукового кино производят приём на курсы подготовки киномехаников стационарных и передвижных установок от государственных, общественных и профсоюзных организаций. В основную группу с 7-месячным сроком обучения принимаются с образованием не ниже 7 классов; в подготовительную группу с 9-месячным сроком обучения — с образованием не ниже 5 классов», — говорится в объявлении о наборе.
Начинающий киномеханик
Советская Сибирь. 1944. 20 мая. С. 2 (Фото Б. Шумакова): «Новосибирская школа киномехаников готовит кадры для Сибири и Дальнего Востока. В нынешнем году она должна подготовить 400 киномехаников-звуковиков. До 40 проц. обучающихся — инвалиды Отечественной войны».
Кинопередвижка
Советская Сибирь. 1944. 19 сентября: «С кинопередвижкой по колхозам. Участник Отечественной войны, киномеханик Виталий Морозов решил провести рейд с кинопередвижкой по колхозам Новосибирского района. В течение месяца — с 1октября по 1 ноября — т. Морозов даст в колхозах 45 киносеансов, покажет лучшие фильмы и фронтовую кинохронику. Морозов обратился ко всем киномеханикам, обслуживающим сельские кинопередвижки, с призывом последовать его примеру».
Мемориальная доска, посвященная погибшим кинематографистам, в здании Союза кинематографистов Российской Федерации, Москва
«До будущих времен дойдут единичные произведения игрового кинематографа. А хроника сохранится вся. В ней отражена правда времени»
О. Сулейменов
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника