ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «В ПРИЦЕЛЕ КАМЕРЫ — ВОЙНА» | 3. О военном фотокорреспонденте Р. Л. Диамент (1907–1987)

► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника

ОБЛАДАТЕЛЬ «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА». ИОСИФ-РАФАИЛ (РОБЕРТ) ЛЬВОВИЧ ДИАМЕНТ (1907−1987)

Среди тех, кто прошел войну с «лейкой» и блокнотом, был фотохудожник Роберт Львович ДИАМЕНТ — человек, умевший запечатлеть целую эпоху в одном кадре.

Его снимки стали классикой отечественной фотографии, для которых характерны уникальность содержания и мастерский уровень исполнения. Являясь подлинными историческими документами, работы точно и ярко передают атмосферу времени — показывают как суровые военные будни, так и красоту повседневности.
Роберт Диамент, по паспорту Иосиф-Рафаил, родился 2 марта 1907 г. в Киеве. Его отец владел мастерской по изготовлению шляп. Это было семейное дело, где работали мать и другие родственники. Оно не приносило больших доходов, и жила семья довольно скромно. В школьные годы, когда будущий фотокорреспондент получил в подарок свой первый, простейший фотоаппарат, пришло увлечение, определившее судьбу киевского паренька.

После окончания школы и профессионального училища (1925 г.) он стал работать электриком, а заработанные средства тратил на фотоматериалы, все свободное время — на поиски фотогеничной натуры, интересных сюжетов. Первый его снимок был опубликован в газете «Киевский пролетарий» в июле 1927 г. В этом же году он стал внештатным, а с 1929 г. штатным фотокорреспондентом этой газеты.

В мае 1931 г. Роберт — фотокорреспондент Всесоюзного фотоиздательства «Юнион-Фото», а в конце года — штатный фотокорреспондент газеты «Молодой пролетарий» (Зиновьевск, Кировоградская область, Украина). Подаренным ему фотоаппаратом «Zeiss Ikon» он снимает спорт, военные сборы, становление Советской Украины.

В 1937 г. он уже в Москве — работает фотокором газеты «Висти ЦИК УССР». Им сделано множество интереснейших документальных фотографий, отображающих развитие страны, энтузиазм первых пятилеток.

Диамент снимал эпохальные стройки: Турксиб (1927−1930), канал Москва — Волга (1937), Большой узбекский тракт (1939−1940), подготовку перелета М. М. Громова в США (1937), правительственные приемы, парады. В 1940 г. появилась первая публикация в американском журнале «The American annual of Photography», и вскоре он становится участником и дипломантом всероссийских и зарубежных фотовыставок.

Застолье. Роберт Диамент, 1928−1930 гг., г. Киев

Лодка с автомобильным двигателем АМО. 1929 г.

Пионеры на празднике в Киеве. 1930 г.

Сталин, Ворошилов, Молотов. 1935−1936 гг.

В сельском клубе. 1936 г.

Шлюз канала Москва — Волга. 1936 г.

Подготовка беспосадочного перелета М. Громова Москва — США. июнь-июль 1937 г.

Экскаватор. На строительстве Большого узбекского тракта. 1939 г.


ВОЕННЫЙ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
В начале Великой Отечественной войны Диамент направлен на Северный флот в качестве фотокорреспондента газеты «Краснофлотец», и уже в июне 1942 г. — назначен начальником фотобюро Политуправления Северного флота.

Роберт Диамент на линкоре «Архангельск» во время похода с конвоем

Вице-адмирал Николай Антонович Торик (1906−1999), руководивший в те годы политуправлением СФ, рассказывал о том, что Диаменту было выдано «разрешительное удостоверение» — исключительный документ, дававший право самостоятельно выбирать темы и время для съемок без согласования с кем-либо.

На базе Северного флота. 1942 г.

«Три победы — три поросенка». 1942 г.

Возвращение с задания. 1943 г.

Письма из дома. 1942 г.

В центральном посту Краснознаменной подводной лодки «Щ-403». 1943 г.

Торжественная церемония присвоения советской подводной лодке М-107 названия «Новосибирский комсомолец». 1943 г.

Футбольный товарищеский матч между советской и американской командами на Летней Спартакиаде в честь 10-летия Северного флота. 1943 г.

Диамент у своего стенда на выставке, посвященной 10-летию СФ. 1943 г.

Казалось бы, такая привилегия позволяла простому лейтенанту свести до минимума риск собственной жизнью. Однако Роберт, карманы которого всегда были «заряжены» под завязку («лейка», объективы, фотопленка), постоянно дежурил в штабе. Он сидел и терпеливо ждал информации о готовящейся операции или экстренном выходе очередной лодки на задание. Когда сообщение поступало, фотокорреспондент находил командира подводной лодки и уговаривал взять его в поход.

В мае — июле 1944 г., будучи начальником фотобюро, но продолжая активно работать как фотокорреспондент, Р. Диамент принял участие в походе в Великобританию, откуда доставлялись по ленд-лизу английские и американские корабли и военное снаряжение.

Конвой (панорама из трех снимков). 1944 г.

Советские и американские моряки на палубе крейсера Milwaukee. 1944 г.

На переходе в Мурманск, когда конвой девять раз был атакован немецкими субмаринами, Диаментом с вершины мачты линкора была сделана уникальная 12-кадровая панорама конвоя — единственная столь масштабная композиция, которая сфотографирована в боевых условиях. Позже он вспоминал, как непросто было взбираться на вершину раскачивающейся мачты линкора и, едва удерживаясь на узкой площадке, отснять панораму ордера охраны конвоя, да еще стараться «выдержать горизонт».

В том же походе Диамент получил контузию: в момент выстрела главного калибра на линкоре «Архангельск» он не имел возможности закрыть ладонями оба уха, как другие находившиеся на палубе люди — в одной руке он держал «лейку» — и в результате оглушающего выстрела на всю жизнь повредил правую барабанную перепонку, частично лишившись слуха. А фотография стала классической.

Выстрел Главного калибра. 1944 г.

В мае 1985-го, в дни празднования 40-летия Победы, на страницах журнала «Советское фото» Роберт Львович рассказывал о своем участии в военных операциях:
«Мне было поручено освещать боевые действия Северного флота, в задачи которого входило сдерживать натиск врага, не пропуская его к жизненно важным центрам севера страны, обеспечивать надежную доставку военных грузов морем. В условиях Заполярья это было не так просто. Но морская пехота прочно удерживала все рубежи на суше, а корабли и морская авиация блокировали коммуникации и порты противника, охраняли караваны транспортных судов наших союзников и преграждали путь флоту и авиации немцев. Мне приходилось снимать и на суше, и на море, и в воздухе. Высаживался с десантниками на берег, захваченный врагом, ходил на кораблях конвоя, летал с торпедоносцами на перехват вражеских караванов. Надо сказать, что наш Северный флот первым закончил войну, завершив ее на своем участке взятием Печенги и освобождением части Северной Норвегии, города Киркенеса, уже в октябре 1944 года… [в Петсамо-Киркенесской операции Северного флота]».

В тумане. 1944 г.

Атака десанта 63-й бригады морской пехоты неприятельских укреплений в заливе Маативуоно. 1944 г.

Победа! 15 октября 1944 в освобожденной Печенге. 1944 г.

Разрушенный Киркенес (Норвегия). 1944 г.

Остатки землянок в бывшем лагере для советских военнопленных в деревне Лаксельв (Lakselv) у побережья Порсангер-фьорда. 1945 г.

Действуя по заданию политуправления или по своей инициативе, Диамент работал с максимальной самоотдачей и умел добиваться впечатляющего результата независимо от темы и условий съемки. Пленки, отснятые с постоянным риском для жизни, оперативно проявлялись и снимки регулярно появлялись в газете «Краснофлотец» и «Правда».
Роберт Диамент создал «обобщенный образ моряка-участника Великой Отечественной» — таким называют фотопортрет матроса-десантника Григория Пашкова, сделанный на полуострове Рыбачий в 1942 г., один из наиболее впечатляющих снимков, обретший хрестоматийный характер. И кого бы он ни снимал — адмиралов или матросов, морскую пехоту или летчиков, военных или гражданских, лица его героев никогда не «перекашивают праведный гнев, злоба, ужас». Тяжелая работа красивых и внутренне уверенных в себе людей — вот что такое война Роберта Диамента.

Матрос-десантник Григорий Пашков. 1944 г.

Автоматчица Галя Максимова. 1942 г.

22-летний командир авиаполка Герой Советского Союза капитан Петр Георгиевич Сгибнев. 1942 г.

Кок подводной лодки «С-56» Василий Павлович Митрофанов в отсеке. 1942 г.

Он был интеллигентным, сугубо гражданским человеком, но, оказавшись вместе со всеми в экстремальных военных условиях, проявил свои истинные качества. Он ценил дыхание жизни, любил жену и сына, которому к началу войны было уже два года, дорожил спокойствием семьи. Однажды на встрече со школьниками одна девочка спросила его, было ли на войне страшно. И он ответил: «Было не страшно, было очень страшно!»

Демобилизовался Роберт Диамент в 1946 г., став фотокорреспондентом журнала «Клуб и художественная самодеятельность». С 1967 г. — член Союза журналистов СССР, автор снимков в журналах «Профтехобразование», «Производственное обучение», «Огонек», «Советский Союз», «Советское фото», «Здоровье», «Работница», «За рулем», газет «Известия», «Неделя» и других.
Его послевоенные работы вошли в историю советской и международной фотографии.

Маршак в гостях у пионеров. 1940-е гг.

«Ваши права, гражданин…» 1952 г.

«Навстречу фестивалю». 28 июля — 11 августа 1957 г.

Балерины. 1950-е гг.

Первенец. 1950-е гг.

Юрий Гагарин на заводе «Станколит». 1961 г

Фотография Роберта Диамента «Первенец» была выбрана американским фотографом и критиком Эдвардом Стейхеном в 1955 г. для знаменитой выставки «Род человеческий» (The Family of Man) в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Изначально было почти два миллиона изображений, из них Стейхен отобрал десять тысяч, а в финале выбрал пятьсот три из шестидесяти восьми стран и уже их демонстрировали в экспозиции. Снимки рассказывали о человеческой жизни во всех ее проявлениях. «Первенец» олицетворял момент счастья. После своего первого показа в Музее современного искусства в 1955 г., выставка гастролировала по всему миру в течение восьми лет и была показана в тридцати семи странах на шести континентах. В 1959 г. экспозиция посетила Советский Союз, была представлена в Сокольниках в рамках знаменитой американской выставки.
1957-й год отметился в его творческой карьере съемкой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве.

Стиль Роберта Диаманта стал лицом крупных изданий в стране, а также мифологии «счастливого советского человека». Его фотографии уникальны как по содержанию, так и по мастерству исполнения. Он умел передать специфику целой эпохи и перенести современного зрителя в прошлое. Работы Роберта Диаманта вошли в «Антологию советской фотографии», стали одними из первых цветных изображений Советского Союза.
До последних дней Роберт Львович вел большую военно-патриотическую работу при Советском комитете ветеранов войны и Совете ветеранов Краснознаменного Северного Флота: организовывал фотовыставки, выступал в школах, на Мурманском телевидении и др. В День Победы — 9 Мая всегда был «на посту» — с военными фотографиями в парке имени Горького. Умер Роберт Диамент в Москве 22 марта 1987 г.

Старший лейтенант Диамент награжден двумя орденами «Красной Звезды» — за участие в операции по переводу кораблей из Англии в Мурманск и за Петсамо-Киркенесскую операцию; орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.», юбилейными медалями.

Его снимки использованы и продолжают публиковаться в отечественных и зарубежных книгах, журналах, газетах и альбомах, находятся в экспозициях военных музеев Москвы, Киева, Ленинграда, Мурманска, Полярного, Североморска, Ваенги и др. Они легли в основу нескольких книг — фотолетописей войны 1941−1945 гг., которые повествуют о боевых действиях и буднях моряков-подводников, морских пехотинцев, разведчиков, артиллеристов, летчиков Северного флота.

ИСТОЧНИКИ

  1. Роберт Диамент. Северный флот в боях за Родину. 1941–1945 : фотоальбом / авт.-сост. Л. Р. Диамент. – М., 2005. – 120 с. : ил.
  2. Фотолетопись. Роберт Диамент – 100 / авт.-сост. Л. Р. Диамент. – М. : ИД «Открытое Решение», 2007. – 152 с. : ил. – На рус. и англ. яз.; 100 знἀковых фот. – черно-белых и цветных).

* * *

  1. Диамент Роберт (Иосиф-Рафаил) Львович // Кольская энциклопедия : [сайт]. – URL: https://ke-culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=94173 (дата обращения: 08.12.2024).
  2. 50 лет из жизни Советского Союза на снимках фотоклассика Роберта Диамента // Дзен : [лента публ.]. – URL:.https://dzen.ru/a/Yh8s_TrQ6Hu5-l9X (дата обращения: 08.12.2024).
  3. Роберт Диамент // Военный альбом : [авт. сайт С. Жаркова]. – URL: https://waralbum.ru/5815/ (дата обращения: 08.12.2024).
  4. Северный флот в боях за Родину, 1941–1945. Роберт Диамент // Photographer.Ru : [электрон. журнал]. – URL: https://www.photographer.ru/events/afisha/2059.htm (дата обращения: 08.12.2024).
  5. Сегодня исполнилось 115 лет со дня рождения фотожурналиста Роберта Львовича Диамента (1907–1987) // ВКонтакте : [соц. сеть]. – URL: https://vk.com/wall-191550388_2298 (дата обращения: 08.12.2024).
  6. Синельщикова, Е. Повседневная советская жизнь – запечатлена в цвете! : [цв. фот. Р. Диамента] / Е. Синельщикова // Russia Beyond : [мультимедийн. проект]. – URL: https://www.russiabeyond.com/arts/335269-soviet-life-robert-diament (дата обращения: 08.12.2024).
  7. Фотограф Роберт Диамент // История России в фотографиях» : [электрон. проект Мультимедиа Арт Музея, Москва]. – URL: https://russiainphoto.ru/exhibitions/1741/#1 (дата обращения: 08.12.2024).
  8. Фотокорреспондент Роберт Диамент : [авт. сайт А. Диамента]. – URL: www.diament.ru (дата обращения: 08.12.2024).
  9. Фотолетопись длиною в жизнь // Достояние Севера : [сайт изд-ва]. – URL: https://dostoyanie-severa.ru/фотолетопись-длиною-в-жизнь/ (дата обращения: 08.12.2024).

Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk

Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника
Инфо-проекты
Made on
Tilda