► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2
НОВОСИБИРСКАЯ КИНОХРОНИКА НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ
И поныне не ведают
Новой музы поклонники:
Где начало поэзии,
Где конец кинохроники.
М. Матусовский
«Идеальным кинематографом
мне представляется хроника:
в ней я вижу не способ съемки,
а способ восстановления,
воссоздания жизни»
А. А. Тарковский

Архитектурно-скульптурная композиция «Фронтовому кинооператору» (г. Красногорск)
Накануне Великой Отечественной войны в Новосибирске и области работало более 300 кинотеатров и киноустановок. В ноябре 1930 г., еще во времена «Сибирской фабрики Союзкино», был издан приказ о создании «Базы Союзкинохроники». «База» располагалась при фабрике Союзкино, но подчинялась Москве и имела своего собственного руководителя.
Ее задачей была съемка коротких оперативных сюжетов о событиях жизни края для «Союзкиножурнала», издававшегося в Москве, и выпуска журнала «Сибирь на экране». Через два года она стала «Съемочной базой Союзкинохроники», автономной от Сибтехфильма, а с 1938 г. — Новосибирской студией кинохроники. В годы Великой Отечественной войны студия «Сибтехфильм» оказалась единственной тыловой студией России, располагавшей солидной технической базой, способной принять эвакуированных коллег из Москвы и Ленинграда.
Ее задачей была съемка коротких оперативных сюжетов о событиях жизни края для «Союзкиножурнала», издававшегося в Москве, и выпуска журнала «Сибирь на экране». Через два года она стала «Съемочной базой Союзкинохроники», автономной от Сибтехфильма, а с 1938 г. — Новосибирской студией кинохроники. В годы Великой Отечественной войны студия «Сибтехфильм» оказалась единственной тыловой студией России, располагавшей солидной технической базой, способной принять эвакуированных коллег из Москвы и Ленинграда.

Здание Закаменского рабочего клуба — кинокопировальной фабрики — студии Сибтехфильм (1930-е годы)
В 1941—1942 гг. в Новосибирск были эвакуированы Всесоюзный кинофонд, ВГИК (на короткое время), Московская, Ленинградская и часть Киевской студий научно-популярных фильмов, часть цехов Московской кинокопировальной фабрики и административный состав Комитета по делам кинематографии при Совмине СССР. Это время стало самым продуктивным временем для Новосибирского кинематографа — можно сказать, город стал киностолицей Советского Союза и центром кинокопирования.
10 марта 1942 г. приказом Комитета по кинематографии при СНК СССР на базе эвакуированного оборудования Московской кинокопировальной фабрики создана Новосибирская кинокопировальная фабрика — в годы войны крупнейшее в стране предприятие, осуществлявшее массовое тиражирование черно-белых фильмов. Сюда шли съемки с фронтов, из которых монтировался «Союзкиножурнал» (с 1944 г. — «Новости дня»).
10 марта 1942 г. приказом Комитета по кинематографии при СНК СССР на базе эвакуированного оборудования Московской кинокопировальной фабрики создана Новосибирская кинокопировальная фабрика — в годы войны крупнейшее в стране предприятие, осуществлявшее массовое тиражирование черно-белых фильмов. Сюда шли съемки с фронтов, из которых монтировался «Союзкиножурнал» (с 1944 г. — «Новости дня»).

Советская Сибирь. 1941. 25 декабря: «Советское кино в дни отечественной воины. С первых дней войны 100 кинооператоров, в их числе Р. Кармен, Н. Вихирев, М. Трояновский, Н. Гусев, находятся на фронтах. Еженедельно в Москве, Алма-Ате, Новосибирске и Куйбышеве монтируются очередные номера „Союзкиножурналов“, куда включается много фронтовых кинокадров […] (ТАСС)».
В «Союзкиножурнале» иногда появлялись сюжеты, снятые сибирскими операторами Телятниковым, Цветковым, Хмелевым, Барковским, Давидсоном. Вот некоторые из них: «Письмо с фронта» (1941. № 88), «Больше оружия фронту» (1941. № 108), «Больше металла фронту» (1941. № 110), «Подарки бойцам» (1941. № 113), «Самолеты на фронт» (1942. № 71) и др.

Начало войны. Фронтовой кинооператор
На материалах фронтовой кинохроники в военные годы было выпущено 284 номера «Союзкиножурнала» и 45 номеров журнала «Новости дня», 102 короткометражных фильмов и 41 полнометражный.
Идея нового формата — короткометражек «Победа за нами» — родилась сразу на двух студиях — на «Мосфильме» и «Ленфильме». Первая новелла вышла уже через месяц после начала войны. Сегодня о точном их количестве не знают даже историки кино. На данный момент доподлинно известно, что в годы войны вышли на экраны 12 сборников, еще шесть были подготовлены, но по разным причинам зритель их не увидел.
Идея нового формата — короткометражек «Победа за нами» — родилась сразу на двух студиях — на «Мосфильме» и «Ленфильме». Первая новелла вышла уже через месяц после начала войны. Сегодня о точном их количестве не знают даже историки кино. На данный момент доподлинно известно, что в годы войны вышли на экраны 12 сборников, еще шесть были подготовлены, но по разным причинам зритель их не увидел.

Советская Сибирь. 1941. 7 октября: «„Победа за нами“. […] С первых дней войны начали выпускаться боевые киносборники „Победа за нами“. В работе над ними принимают участие крупнейшие мастера советского киноискусства: Г. Александров, В. Пудовкин, А. Мачерет, композитор И. Дунаевский, поэт Лебедев-Кумач, киноартисты: Б. Чирков, Л. Орлова, Н. Крючков, 3. Федорова и другие. В боевые киносборники „Победа за нами“ включаются киноновеллы, короткометражные сатирические фильмы, киноочерки и песни. […] В короткий срок боевые киносборники приобрели широкую популярность у зрителей своей политической актуальностью и остротой художественной формы. В нашей области на экранах кинотеатров демонстрируются первый, второй и третий киносборники „Победа за нами“. Только в Новосибирске их просмотрело свыше 60 тысяч человек. […]».
По указанию «сверху» в документальное кино были направлены лучшие кинорежиссеры игрового кино: А. Довженко и Ю. Солнцева («Битва за нашу Советскую Украину», 1943), С. Юткевич («Освобожденная Франция», 1944), Ю. Райзман («Берлин», 1945), А. Зархи и И. Хейфиц («Разгром Японии», 1945), а также И. Пырьев и Б. Барнет.


Фронтовой киносеанс
В отсутствие других средств массовой информации население страны, как в рабочем тылу, так и на фронте получало информацию о происходящем в стране и за рубежом из газет, радио и с экранов кинозалов (телевидение в СССР существовало с 1931 г., но только в крупнейших городах, а во время войны его работа была и вовсе прекращена). Кроме регулярно выпускаемых киножурналов, как всесоюзных, так и республиканских, региональных, коротких тематических выпусков кинохроники, освещающих события в тылу и на фронте, советские кинохроникеры продолжали работать над большими полнометражными хроникально-документальными фильмами, в которых в доступной для простых зрителей форме рассказывали об основных событиях Великой Отечественной войны.
Командование отлично понимало значение кинохроники для победы над врагом. Как писала газета «Красное знамя» (1945. 1 апреля. С. 3): «На войне хорошая кинокартина — большая радость, настоящий праздник для красноармейца. Полтора-два часа продолжается сеанс, а какую зарядку дает он бойцам, какой приятный отдых приносит им».
С патриотическим подъемом встречали зрители такие документальные фильмы, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Ленинград в борьбе» (1942) и др. Ежедневно фронтовые кинооператоры снимали в среднем 2,5 тыс. метров пленки, что равняется объему полнометражного фильма.
В начале 1942 г. закончилась наладка Новосибирской кинокопировальной фабрики, и ее первенцем стал фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
В начале 1942 г. закончилась наладка Новосибирской кинокопировальной фабрики, и ее первенцем стал фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
Кинооператор Р. Кармен в своих воспоминаниях «Но пасаран!» (1972) писал: «Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать маневренно, не ожидая приказа. Люди работали с предельным напряжением. Особенно воодушевились, узнав о том, что решено создать фильм „Разгром немецких войск под Москвой“ — первый военный полнометражный документальный фильм […] работал, не зная отдыха, весь коллектив студии — лаборанты, монтажницы, ассистенты, редакторы, огромный отряд документалистов, возглавляемый режиссерами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым».


Кадр из фильма
18 февраля 1942 г. фильм вышел на экраны нашей страны. В 1943 г. он был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». В США русскую версию показали 15 августа 1942 г. в нью-йоркском кинотеатре «Глоб». 1 октября состоялась премьера адаптированной для американского зрителя версии этого фильма под названием «Москва наносит ответный удар» («Moscow strikes back»).
Правда. 1942. 20 февраля: «18 февраля на экранах страны началась демонстрация фильма „Разгром немецких войск под Москвой“. В первый день его смотрели 83 700 рабочих, служащих, бойцов, командиров и политработников Красной Армии. Зрители восторженно встретили фильм. В кинотеатрах „Художественный“, „Форум“ и других перед началом сеансов выступали участники незабываемых боев под Москвой […]»

Новосибирская кинокопировальная фабрика тиражировала и другие фильмы и отправляла их в соседние области. Люди смогли посмотреть фильмы, снятые совсем недавно. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, кинофильмы посмотрели 310 млн человек.
Советская Сибирь. 1943. 7 апреля: «Как печатали кинофильм „Сталинград“. Срочно размножить исторический фильм „Сталинград“! Этот почетный заказ коллектив Новосибирской кинокопировальной фабрики выполнил в кратчайшие сроки. Отдел подготовки, где мастером коммунист тов. Батищев, вместо пяти дней по плану решил подготовить контранегатив в 48 часов и подготовил его за 23 часа. Отдел печати, проявки, сборки, где работают мастера тт. Соколова, Тимофеева, Семенова, Хорошавцева, Тарасова вместо трех дней выполнил свое обязательство в два дня. Коллектив фабрики изготовил 40 копий фильма „Сталинград“ в три дня вместо пяти дней, как обязался. На пятый день работы был выполнен весь заказ — 72 копии […]».


Советская Сибирь. 1943. 8 октября: НОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ выпускаются на-днях на экран гор. Новосибирска и области: «ОРЛОВСКАЯ БИТВА». Документальный фильм о провале летнего наступления немецко-фашистских войск. Авторы фильма — режиссеры Р. Гиков, Л. Степанова. С’емки производили операторы фронтовых киногрупп, лауреаты Сталинской премии: Казаков, Крылов, Кармен, Небылицкий, Софьин, операторы — Гафит, Лозовский, Леонтович, Могилевский, Малов, Марченко, Солодков, Посельский, Фролов. Текст Ю. Смирницкого. Музыкальное оформление В. Смирнова. Военный консультант генерал-майор С. Платонов. «НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ». Документальный фильм о героической борьбе партизан и партизанок в дни отечественной войны. Автор — режиссер лауреат Сталинской премии В. Беляев. Режиссер — Н. Комаревцев. Фильм снимали кинооператоры лауреаты Сталинской премии: И. Вейнерович, Н. Быков, М. Глидер, Б. Дементьев, Г. Донец, Л. Изаксон, Б. Макасеев, М. Сухова, Б. Эйберг. Композитор Астраданцев. Оба фильма — производства 1943 года. Центральной студии кинохроники. Выпуск Новосибирской областной конторы Главкинопроката».
На базе эвакуированных студий «Мостехфильма» и «Диафильма» была создана объединенная студия по выпуску военно-учебных фильмов (позднее она стала называться «Военфильм»). Фильмы нужны были для популяризации военных знаний среди широких масс, для подготовки новых резервов для армии, для помощи в овладении сложной боевой техникой.
Подобные технико-пропагандистские инструктивные фильмы снимались и на местной студии «Сибтехфильм», главной базы производства фильмов для нужд воюющей армии: как отрыть правильно окоп, как правильно передвигаться зимой, как изготовить лыжи, как стрелять метко… Около двух сотен фильмов-лекций, фильмов-инструкций ушли за годы войны из Новосибирска на фронт. Не случайно ряд их создателей награждены боевыми орденами.
Подобные технико-пропагандистские инструктивные фильмы снимались и на местной студии «Сибтехфильм», главной базы производства фильмов для нужд воюющей армии: как отрыть правильно окоп, как правильно передвигаться зимой, как изготовить лыжи, как стрелять метко… Около двух сотен фильмов-лекций, фильмов-инструкций ушли за годы войны из Новосибирска на фронт. Не случайно ряд их создателей награждены боевыми орденами.

Фронтовые кинооператоры
Названия фильмов говорят сами за себя: «Боец-связист», «Пистолет-пулемет Рымаренко», «Прокладка полевых линий связи», «Стрельба по невидимым целям», «Умей читать карту», «Поход батальона зимой» («Марш зимой»), «Самолет-истребитель», «Перевозка войск по железной дороге», «Подготовка радиста», «Огнеметчики», «Сборка самолета Як-9», «Боец-разведчик», «Противотанковое ружье», «Переправа танка», «Как распознать вражеский самолет», «Разведка и преодоление заграждений в наступательном бою», «Противотанковое ружье», «Стреляй метко», «Форсирование рек», «Стрельба на рикошетах», «Подготовка самолета к боевому вылету», «Бомбометание с пикирования», «Борьба с вражескими минами», «Восстановление линий связи», «Продовольственное снабжение батальона-роты», «Стрельба гранатой с дистанционным взрывателем», «Танковый дизель», «Сборка узлов и машин Т-34» и т. д. и т. п.
Советская Сибирь. 1941. 4 сентября: «НОВЫЕ КИНОФИЛЬМЫ. В киностудию „Сибтехфильм“ поступил срочный заказ — сделать фильм „Светомаскировка станционных сооружений“. Режиссер Раппопорт с помощью консультантов — инженеров тт. Абрамова и Нечаева в рекордно короткий срок закончил сценарий и приступил к с’емке. Фильм научит железнодорожников правильно маскироваться и безусловно поможет им в борьбе против воздушного нападения. В конце сентября картина выйдет на экраны. […]».
Советская Сибирь. 1941. 25 декабря: «Кино в помощь всевобучу. Научно-технические киностудии в Новосибирске выпускают ряд короткометражных фильмов, помогающих готовить новые кадры для Красной Армии. Режиссеры В. Шнейдеров и В. Сутеев ставят по сценарию И. Василькова оборонно-инструктивный фильм „Грозное оружие“ („Миномет“). В фильме показано устройство минометов разных систем, устройство самой мины, работа минометчиков на огневой позиции, взаимодействие минометных частей с пехотой и артиллерией. Фильм „Зимний поход“ (сценарий Боголепова) ознакомит зрителей с условиями зимнего похода в полевой и лесной обстановке, с различными средствами передвижения и перевозки людей, материальной части и огневых средств. Фильм наглядно покажет также различные способы маскировки в зимних походных условиях, как согреться в поле, как предупредить обмораживание и т. д. Ставит этот фильм режиссер А. Литвинов. […] „Студия военных и железнодорожно-оборонных фильмов“ работает сейчас над двумя короткометражными фильмами, посвященными маскировке на фронте. „Невидимый боец“ — фильм, посвященный маскировке в зимних условиях отдельного бойца и стрелковой ячейки. Эта картина будет выпущена (постановка А. Челакова) в январе 1942 года. Затем будет выпущен на эту же тему короткометражный фильм „Индивидуальная маскировка“ применительно к условиям летней боевой обстановки (режиссеры В. Шнейдеров и В. Сутеев). […] Темам овладения различного вида вооружением посвящен ряд фильмов, которые выпускают как новосибирские студии, так и Ленинградская студия научно-технических фильмов. Главное управление научно-технических фильмов Комитета по делам кинематографии выпустило с начала войны около 30 оборонных короткометражных картин. В Новосибирске же выпускается киножурнал „Наука и техника“ (12 номеров в год) […] Ближайший номер журнала будет показан на экране еще до конца 1941 года».
Советская Сибирь. 1942. 10 марта: «Зритель должен увидеть эти картины! Кинофабрика „Сибтехфильм“ выпустила несколько короткометражных картин на оборонные темы. „Марш зимой“ (реж. Литвинов, оператор Сухомлинов) и „Борьба с минами“ (реж. Соколов, оператор Жилин) — это инструктивные картины. Авторы ставили себе ограниченную задачу — создать учебное пособие для всевобуча. Однако жизненная правда, соответствие с действительностью, достигнутые авторами фильмов (до известной степени, это заслуга не только с’емочного коллектива, но и специалистов-консультантов), сделали эти короткие картины поистине волнующими. […] Их должны видеть сотни тысяч зрителей. Они должны появиться на всех экранах. […]»
Советская Сибирь. 1943. 22 июня: «Оборонные фильмы. В апреле 1943 года Новосибирская киностудия „Сибтехфильм“ выпустила учебно-оборонную картину „Преодоление проволочных заграждений при наступлении“. В фильме, автором которого является 3. Драпкин, показан метод разрушения защитных ограждений вражеской обороны в разнообразных боевых условиях во время наступательных операций. 20 июня студия получила письмо с фронта от командиров и бойцов Н-ской гвардейской части. Давая высокую оценку фильму и благодаря студию за его выпуск, авторы письма заканчивают свое обращение: „Гвардейцы обязуются бить врага только по-гвардейски до полного его уничтожения“. В настоящее время „Сибтехфильм“ работает над рядом новых учебно-инструктивных фильмов […]».
Советская Сибирь. 1944. 12 ноября: «НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ. […] Прекрасную оценку от Главного Маршала артиллерии Воронова получил фильм „Стрельба на рикошетах“. Его снимали режиссер Анци-Половский и оператор Клушанцев. Режиссер-орденоносец Рымаренко сделал фильм „Явления крена при погружении подводной лодки“. […] В течение двух кварталов коллектив студии держит красное переходящее знамя ВЦСПС и Кинокомитета».
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника