► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника
МАСТЕР ХРОНИКИ. ЭММАНУИЛ НОЕВИЧ ЕВЗЕРИХИН (1911−1984)

После массированного налета гитлеровской авиации. Сталинград, август 1942 г.

Будем стоять насмерть. Белоруссия, 1943 г.
Очень знакомые кадры войны, не правда ли? Но, как всегда, человек, сделавший их для нас с риском для жизни, неизвестен.
На самом деле, автор этих и множества других снимков — легенда фотожурналистики. Уникальный метод и взгляд на мир Эммануила Ноевича Евзерихина до сих пор привлекают зрителей.


В детском саду, 1930-е гг.

Во время школьных каникул. 1930-е гг.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Москва, 1939 г.

Спортивный парад на Красной площади. 1930-е гг.
Он — лирик, «певец советской жизни» и уютной Москвы — стал классиком мировой военной фотографии.
Всю войну Эммануил Ноевич был на фронте, принимал участие в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени. А прославился Евзерихин как главный фотограф Сталинградской битвы: к этому времени он уже имел статус специального военного корреспондента ТАСС.
Начинал фотографировать Эммануил Ноевич еще на пластиночный фотоаппарат (мальчику подарили его на 12-летие, а через десять лет он уже был одним из лучших фотографов СССР). Еще в школе (Ростов-на-Дону) он начал посылать свои негативы в «Пресс-клише ТАСС» и стал его внештатным корреспондентом, затем работал фотографом в ТРАМе (Театре рабочей молодежи).
На одной из конференций Евзерихин познакомился с главным редактором журнала «Советское фото» С. В. Евгеновым, который, став главой образованной в 1931 г. организации «Союзфото», пригласил молодого фотографа в штат московского агентства. На новом месте Эммануил Ноевич проработал семь лет, закончив за это время заочные полугодовые фотографические курсы.
Вскоре после начала войны Евзерихина пригласили в «Фотохронику ТАСС»: тогда существовала острая необходимость в военных корреспондентах.
Он прошел всю войну, снимал на многих фронтах, участвовал в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге.
Но Сталинградские фотографии Евзерихина очень широко разошлись в печати и стали впоследствии визитной карточкой мастера. Самые известные из них «23 августа 1942 года. После массированного налета гитлеровской авиации» (фонтан «Дети» в Сталинграде), «Музыкант симфонического оркестра. Сталинград. Август 1942».
Всю войну Эммануил Ноевич был на фронте, принимал участие в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени. А прославился Евзерихин как главный фотограф Сталинградской битвы: к этому времени он уже имел статус специального военного корреспондента ТАСС.
Начинал фотографировать Эммануил Ноевич еще на пластиночный фотоаппарат (мальчику подарили его на 12-летие, а через десять лет он уже был одним из лучших фотографов СССР). Еще в школе (Ростов-на-Дону) он начал посылать свои негативы в «Пресс-клише ТАСС» и стал его внештатным корреспондентом, затем работал фотографом в ТРАМе (Театре рабочей молодежи).
На одной из конференций Евзерихин познакомился с главным редактором журнала «Советское фото» С. В. Евгеновым, который, став главой образованной в 1931 г. организации «Союзфото», пригласил молодого фотографа в штат московского агентства. На новом месте Эммануил Ноевич проработал семь лет, закончив за это время заочные полугодовые фотографические курсы.
Вскоре после начала войны Евзерихина пригласили в «Фотохронику ТАСС»: тогда существовала острая необходимость в военных корреспондентах.
Он прошел всю войну, снимал на многих фронтах, участвовал в освобождении Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге.
Но Сталинградские фотографии Евзерихина очень широко разошлись в печати и стали впоследствии визитной карточкой мастера. Самые известные из них «23 августа 1942 года. После массированного налета гитлеровской авиации» (фонтан «Дети» в Сталинграде), «Музыкант симфонического оркестра. Сталинград. Август 1942».

На протяжении многих месяцев Евзерихин снимал Сталинград. Панорамы горящего города с «ослепшими» окнами домов; пугающая пустота вымерших улиц; постройки, от которых остались одни каркасы, напоминают плоские театральные декорации или разбросанные детали конструктора.







Снимки пленных немцев пронзают своей отчаянной горечью и безысходностью. Эти замерзшие, жалкие, закутанные в лохмотья и построенные в неровные шеренги солдаты бредут по белому снегу в никуда, их лица и фигуры оставляют лишь острое ощущение чудовищной бессмысленности всякой войны.

Пленные немецкие солдаты. 1943 г.
Трудно себе представить, как в условиях зимы где-то в подвале разрушенного дома фотограф умудрялся проявить пленку, высушить ее и не опоздать к самолету — вовремя отправить негативы в Москву. Сроки всегда поджимали — снимки должны были появиться в газетах на следующий день одновременно со сводками Совинформбюро. Самоотверженный, героический труд!

2-й Белорусский фронт. Советский летчик капитан Н. Киселев у девятого сбитого им самолёта врага. 1944 г.
После окончания войны Эммануил Евзерихин продолжал работать. Он снимал заводы, стройки, выставки, сделал целую серию, посвященную известным советским художникам и скульпторам, совершил творческую командировку на Алтай. Многие его работы стали хрестоматийными, отмечены медалями и дипломами Всесоюзных выставок.
1970-е стали для фотографа новой трагедией: в 1971-м он выведен за штат «Фотохроники ТАСС» (ему тогда исполнилось 60 лет); преподавал в Заочном народном университете искусств, и лишь в 1977-м он застал свою единственную прижизненную персональную выставку.
Эммануил Ноевич просто не дожил до своей славы (умер 28 марта 1984 г.). Скупость биографических данных — это результат отсутствия интервью и статей о нем, информации в каталогах выставок.
Работы Э. Евзерихина неоднократно участвовали в российских и международных выставках. Тем не менее, наследие автора получило всестороннюю оценку только в результате ретроспективных выставок 2000-х годов.
1970-е стали для фотографа новой трагедией: в 1971-м он выведен за штат «Фотохроники ТАСС» (ему тогда исполнилось 60 лет); преподавал в Заочном народном университете искусств, и лишь в 1977-м он застал свою единственную прижизненную персональную выставку.
Эммануил Ноевич просто не дожил до своей славы (умер 28 марта 1984 г.). Скупость биографических данных — это результат отсутствия интервью и статей о нем, информации в каталогах выставок.
Работы Э. Евзерихина неоднократно участвовали в российских и международных выставках. Тем не менее, наследие автора получило всестороннюю оценку только в результате ретроспективных выставок 2000-х годов.
ИСТОЧНИКИ
Эммануил Евзерихин // РОСФОТО : сайт. – URL: https://rosphoto.org/visit-online/collections/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-voenny-h-fotokorrespondentov/evzerikhin/ (дата обращения: 11.03.2025).
Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Эммануил Евзерихин // РОСФОТО : сайт. – URL: https://rosphoto.org/visit-online/collections/velikaya-otechestvennaya-vojna-glazami-voenny-h-fotokorrespondentov/evzerikhin/ (дата обращения: 11.03.2025).
Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника