ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «В ПРИЦЕЛЕ КАМЕРЫ — ВОЙНА» | 9. Послесловие

► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие

«В объективе аппарата всегда кусочек истории,

и чем дальше идет время,

тем ценнее становятся для нас

исторические фотосвидетельства»


Константин Симонов

ПОСЛЕСЛОВИЕ. ОНИ СНИМАЛИ ВОЙНУ

«Войну издали не снимешь,

войну можно снимать только вблизи!»

(К. Симонов)

Уникальные свидетельства военного подвига советского народа сохранились благодаря тем, кто шел в атаку с фото- или кинокамерой в руках. Сама специфика их работы вынуждала рисковать жизнью. Фронтовой фотограф или кинооператор, идущий в атаку вместе с бойцами и снимающий их на ходу, включив камеру, до ее остановки уже не мог думать ни о чем ином, кроме того, чтобы снять хорошо. Ему приходилось выбирать наиболее простреливаемые, наиболее опасные точки съемки, подниматься в окопе в полный рост, чтобы снять вражескую атаку.
Фронтовой кинооператор Б. А. Соколов (1920−2019) вспоминал: «Это странная вещь: мы больше думали о материале, который снимали, о том, чтобы его вовремя доставили на студию, чтобы камера сохранилась. Вот в Сталинграде был такой Валя Орлянкин. Контуженного, его вытаскивали из танка, и он судорожно сжимал камеру. Отдал ее только тогда, когда увидел своего товарища — оператора. И попросил, чтобы материал срочно отослали. Камера — это все, без камеры мы, так сказать, безоружные. Для нас это было самое святое».

«Люди бегут, кто-то падает, там стреляют в них. А он просто бежит сбоку и снимает, как они падают, как они стреляют. Человеку не важно, что произойдет дальше, для него важен кадр. И вот он бежит и выстраивает кадр», — отмечал внук фронтового фотокорреспондента Роберта Диамента Андрей.

В. И. Орлянкин (1906−1999)

И. Б. Аренс (Аронс; 1910−1983)

Г. Ф. Коновалов (1911−1993 гг.)

П. А. Трошкин (1909−1944)

Сегодня мы можем через объективы фронтовых корреспондентов оказаться на передовой и почувствовать, каким трудным был этот путь к Победе. А. Диамент: «Раньше как-то не задумывался […]: а что бы было, если бы их не было. Вот сейчас […] я понимаю, а действительно, как бы эту память донесли?»
На войне работали более 200 фотокорреспондентов центральных СМИ и военных изданий. Право иметь штатных фотокоров получили 18 фронтовых и 110 армейских газет. Имена бесстрашных советских фотографов вошли в историю фото- и киножурналистики. На фронте погибли 27 фотокорреспондентов, 14 боевых журналистов были удостоены звания Героя Советского Союза.

В справочнике «Создатели фронтовой кинолетописи» (2016) упомянуты сотрудники фронтовых киногрупп: операторы, режиссеры, звукооператоры, киноадминистраторы — всего 415 человек. Фронтовые события освещали 258 фронтовых операторов, не вернулось из этой кровавой войны 33 человека, почти каждый был ранен, каждый второй ранен тяжело, каждый четвертый убит. Все они названы поименно фронтовым оператором Алексеем Лебедевым в сборниках «Их оружие — кинокамера» (1970) и «Из кинолетописи Великой Отечественной» (1975).

М. Я. Посельский (1918−2008)

Б. А. Соколов (1922−2003) в Берлине

Война — дело не женское. Но участие женщин в войне за последнее столетие стало реальностью. Наравне с мужчинами работали на фронте и женщины-фотокорреспонденты.
О фронтовых буднях фотокорреспондент Галина Захаровна Санько (1904−1981) вспоминала: «Возможно, в моих военных фотографиях есть что-то женское, потому что я действительно женщина. Но я не знаю что, потому что жила я как мужчина».

О. А. Ландер (1909−1996)

О. Б. Рейзман (1914−1986). Будапешт

Если сегодня наши фотокорреспонденты, работающие в зоне СВО, имеют статус некомбатантов (фр. «не воюющие»), то во времена Великой Отечественной войны фактически все фотожурналисты были при погонах и с оружием в руках. Аккредитованные для работы на фронте журналисты и фотографы зачислялись в ряды Красной армии, им присваивались офицерские звания. Многие участвовали в боях наравне с рядовыми бойцами советской армии.

Известен даже случай, когда военкор ТАСС, капитан Владимир Николаевич Иванов (1912−1944), после гибели командира принял на себя командование целым батальоном. Корреспондентов «Правды», «Известий» и «Комсомолки» пытались охранять на уровне старших офицеров.
Деятельность фотографов и пишущих корреспондентов на фронте была строго регламентирована. В 1942 г. Главным политическим управлением Красной армии (ГлавПУР) было выпущено «Положение о работе военных корреспондентов на фронте». В документе особо отмечалось, что «военный корреспондент должен стойко переносить лишения и сложности фронтовой жизни, быть дисциплинированным, смелым и готовым в любую минуту к участию в бою, если этого потребует сложившаяся обстановка». Фотокорам было важно не только документировать действительность, но и создавать определенные образы для поддержки боевого духа.
За четыре года войны фотографами были сделаны около миллиона кадров, фронтовыми операторами снято более 3,5 млн метров пленки. Четыре года эти люди — разного возраста и опыта — работали над одной темой общечеловеческого масштаба, и делали они это в условиях весьма непростых, в том числе в техническом плане.

Военные корреспонденты. Вена, апрель 1945 года. Фото Е. Халдея

Советские фронтовые корреспонденты на руинах Рейхстага

Фото Н. Ф. Финикова (1908−1986)

Фронтовые корреспонденты у Рейхстага

Если боец нес с собой автомат,

то оператор нес с собой кинокамеру

(И. Серегина)

Главным их оружием были фото- и кинокамеры. Их берегли, самостоятельно обслуживали, а многие и чинили камеры сами. Аппараты забирали у погибших; разбитые камеры разбирали на запасные части и возили с собой.

На вопрос — чем снимали? ответ был всегда один: у кого что было, тем и снимали.
Первый массовый советский фотоаппарат «Фотокор-1» исправно нес службу в окопах и блиндажах. Фотографы армейских газет чаще всего использовали советские фотокамеры ФЭД (сокр. от Феликс Эдмундович Дзержинский) — отечественные аналоги немецких камер. Камера ФЭДа комплектовалась 50-миллиметровым объективом. По качеству оптики она сильно проигрывала «Лейке». Фотоаппарат «ФЭД» был оснащен полотняными шторками затвора, а на «Лейке» стояли прорезиненные шелковые. Зимой матерчатые шторки затвора ФЭДа порой замерзали на морозе, приходилось отогревать фотоаппарат под одеждой.
После 1942 г. в руках фронтовых корреспондентов появились трофейные камеры — Leica IIId и Leica IIIc, а после 1943 г. репортеры получают Zeiss Ikon Contax II. Зарубежная фототехника советским фотокорреспондентам доставалась как из довоенных закупок, так и в качестве трофейных экземпляров во время боевых действий. Фототехника поступала в Советский Союз и по ленд-лизу (было получено 178 фотоаппаратов) — ими премировали за удачный очерк или фотографию. (Кстати, фотокорам, работавшим в прифронтовой полосе, выдавали специальное разрешение на пользование иностранной техникой).
Кинокамера «Аймо» — съемочный киноаппарат выпускался с 1926 г. американской компанией «Bell & Howell». С 1938 г. в СССР выпускались копии этого аппарата под названиями «КС-4» и «КС-5», которые почти ничем не отличались от американских, поэтому операторы по привычке называли их «Аймо». (Позднее на их основе разработана «КС-50Б», выпускавшаяся до 1954 г.). Именно «Аймо» являлась главным «оружием» кинооператоров войны. Она заводилась вручную, а на кассету можно было снять всего 1 минуту экранного времени.

Кинооператоры на фронте

Кинокамера сочетала в себе самые прогрессивные на тот момент времени конструктивные решения, такие как надежный грейферный механизм, кассетная зарядка пленки и турель (револьверная головка) на три сменных объектива. Подобное решение оставалось актуальным вплоть до конца 1950-х гг.
Вспоминая киносъемки военных лет, заслуженный деятель искусств РСФСР кинооператор М. Ф. Ошурков (1906−1995) пишет: «…Вся наша техника (в основном отечественная) работала неплохо, с ней мы дошли до Берлина».
Раньше, как известно, снимали на пленку, которую обычно выдавали в тридцатиметровых рулонах. Приходилось наматывать ее вручную в светонепроницаемом мешке. Каждая бобина весила примерно 3−3,5 килограмма, а хронометраж пленки, находившейся внутри, составлял всего 10 минут. Пленка была только черно-белая, хотя у немцев уже появилась и цветная.

А. С. Гаранин наматывает фотопленку вручную в светонепроницаемом мешке

«Камера тогда весила от 3 до 3,5 кг, к ней прилагались несколько запасных кассет по 500 г каждая — „бобышки“, как называли их сами операторы. Одной бобышки хватало на одну минуту съемки, поэтому аппарат все время приходилось перезаряжать — в темном мешке, чтобы не засветить уже отснятые кадры», — рассказывал Б. А. Соколов.
Обработку пленки зачастую приходилось проявлять «в полях» — в блиндажах и сушить спиртовым раствором для оперативной печати. По воспоминаниям фотокорреспондента Ольги Александровны Ландер (1909−1996), пленку иногда сушили буквально на ходу, пока ехали из одной точки в другую…
В нашем информационном проекте «В прицеле камеры — война» мы познакомили вас с некоторыми «фотографами войны», на сайтах РОСФОТО (https://rosphoto.org/visit-online/virtual-exhibitions/podvig-bez-oruzhiya/) и «История России в фотографиях» (https://russiainphoto.ru/) вы узнаете о многих других. Добавим лишь несколько слов еще об одном летописце, хроникере войны.

Фотограф войны Анатолий Сергеевич Гаранин (1912−1990)

Его имя сегодня известно, пожалуй, лишь немногим исследователям и знатокам российской фотографии. А между тем Анатолий Гаранин — один из сильнейших фронтовых корреспондентов Великой Отечественной войны, снимки которого хоть немного приоткрывают не бравую и парадную, а рутинную и скромную сторону войны.

Военный фотоархив Гаранина только недавно стал выходить к зрителю, а его имя — встраиваться в шеренгу мастеров рядом с Е. Халдеем, Д. Бальтерманцем, В. Тарасевичем. Возможно, потому, что многие снимки Гаранина, корреспондента журнала «Фронтовая иллюстрация», в тяжелые военные годы не были бравой и энергичной агиткой, не отличались плакатностью и «не тянули» на воодушевляющий материал для первой полосы. Гаранинские кадры времен войны, как правило, скромны, просты, непафосны, фронт на них — это просто будни, тяжелая смертельная работа (далее — фотографии А. С. Гаранина).

Когда видишь массу снимков, сделанных репортером во время атаки, удивляешься не столько храбрости Гаранина, сколько чудовищному везению репортера. Воевавшие говорят, что редко кто ходил в атаку больше одного-двух раз. Убивало. Либо ранило. А у Гаранина только на сохранившихся снимках атака за атакой. Меняются времена года, меняются рода войск, а солдаты бегут, стреляют, падают… А репортер защищен коробочкой своей «Лейки».
Однажды в его «Лейку» «жахнул» осколок. Это было во время боя по захвату д. Корпечь (с 1948 г. — с. Птичное) Ленинского района в Крыму (апрель — май 1942 г.). Именно в этом бою была сделана самая известная фотография А. Гаранина — вошедшая в сборники как «Смерть за Родину», или «Смерть солдата»), что вошел в число классических произведений фронтового фоторепортажа. Вмятина на фотоаппарате осталась. А не будь этой коробочки?

Смерть солдата. 1942 год

Рассказывают, что Гаранину высокие начальники бросили упрек: «Что это у Вас все солдаты, идущие в атаку, сняты со спины?»  — «Так ведь я же не из немецких окопов снимал», — ответил он. Воевал Гаранин до 1943 г., затем его перевели фотокорреспондентом в ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей). Возможно, из-за слов Председателя Верховного Совета РСФСР, постоянного советника при Ставке Верховного главнокомандования А. А. Жданова (1896−1948): «Он очень страшно снимает войну. Нам таких снимков не надо».
А Гаранин и в самом деле снимал войну как-то «не с того бока». Лучшие его работы несут в себе правду боевой обстановки.
«Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени. Времени, в которое мы жили». Так писал о Гаранине в конце 1980-х его коллега, известный советский журналист А. И. Аджубей (1924−1993).
Несколько лет назад РИА Новости выкупило у наследников архив фотографа Гаранина. В агентстве теперь хранятся не только негативы, но и некоторые записи, которые он вел во время войны. Это была одна из составляющей работы всех фронтовых фотографов: они фотографировали на пленку, а затем делали короткие описания — так называемые «текстовки», которые потом отправляли в редакции.
«У меня в руках очень ветхая тетрадка, она вся разваливается, вся в пятнах… Я даже не могу понять, что это — кровь, чернила или порох… 42 год. Крым. Я листаю эту тетрадь и вижу, что между страницами со страшными текстовками вложен засушенный крымский цветок. Это нам Гаранин прислал привет из 42-го» (Е. Волкова).

Тетрадь Анатолия Гаранина

В любых обстоятельствах

фотография — это проводник памяти

(М. Фокеева)

Фронтовые фотокорреспонденты и кинооператоры Великой Отечественной войны — это храбрые летописцы самых тяжелых дней нашей страны. Несмотря на жесткий контроль, несовершенство техники и сложность работы в условиях военного положения, им удавалось создавать снимки большой художественной силы, наполненные глубоким смыслом и пронизанные сильными эмоциями: злостью и горечью в начале войны, счастьем и радостью — в конце.

В 1993 г. в Москве перед входом в Центральный дом журналиста на Никитском бульваре в районе Арбат был открыт памятник фронтовым корреспондентам. Фигура корреспондента в плащ-палатке у развалин Рейхстага, на его груди — ордена, висит фотоаппарат, в руках — карандаш и записная книжка, у ног — вещмешок.

За спиной на стилизованной полуразрушенной колонне Рейхстага выбита цитата из песни «От Москвы до Бреста» на стихи Константина Симонова и музыку Матвея Блантера: «С лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли…». Скульптором композиции выступил Л. Е. Кербель, а архитектором Е. Г. Розанов.

Памятник фронтовым корреспондентам в Москве

Первым мемориалом в России, посвященным безымянным военным хроникерам, стал памятник, установленный в Красногорске под Москвой. Именно здесь расположен Российский государственный архив кинофотодокументов. А в нем хранится более миллиона метров кинопленки и более 100 тысяч оригинальных фотодокументов.

Памятник кинооператорам в Красногорске

Сегодня по всей России 20 мемориальных сооружений, посвященных военным журналистам: перед входом на территорию киностудии «Ленфильм», в Ростове-на-Дону, Симферополе, в Брянской области, в Казани, Тобольске, Калуге, Нижнем Новгороде, Кирове, Воронежском биосферном заповеднике…

В 2024 г. в парке «Патриот» открыта скульптура, посвященная военным корреспондентам XX—XXI веков.

ЧТОБЫ МЫ ВИДЕЛИ,

ЧТОБЫ ЗНАЛИ,

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…


ИСТОЧНИКИ

  1. Анатолий Гаранин. — Текст : электронный // Военный альбом : веб-сайт. — URL: https://waralbum.ru/2116/ (дата обращения: 07.04.2025).
  2. Бахтурин, А. Чем работали фронтовые фотокорреспонденты в Великую Отечественную? / А. Бахтурин. — Текст : электронный // Дзен: [лента публ.]. — URL: https://dzen.ru/a/ZFTzgvmg0HH9dIM6 (дата обращения: 07.04.2025).
  3. Беляева, О. «Дайте мне свет хотя бы одной спички, и я сделаю любой снимок» / О. Беляева. — Текст : электронный // FOTYM (ФОТУМ) : фотожурнал. — 2011. — 9 марта [№ 2]. — URL: https://web.archive.org/web/20140714222047/http://jour.vsu.ru/edition/journals/FOTUM/fotum-n2-09032011.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
  4. «Войну издали не снимешь…». Как фотокоры стали летописцами Победы. — Текст : электронный // Россия сегодня : сетевое изд. — URL: https://ria.ru/20250331/otrazhenie-2006457895.html (дата обращения: 07.04.2025).
  5. Жуков, П. Памятник фронтовым кинооператорам / П. Жуков. — Текст : электронный // История РФ : портал. — URL: https://histrf.ru/read/articles/pamyatnik-frontovym-kinooperatoram (дата обращения: 07.04.2025).
  6. История знаменитой фотографии фотокора Анатолия Гаранина. — Текст : электронный // LiveInternet.ru : интернет-портал. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/bahit/post485158033/ (дата обращения: 07.04.2025).
  7. Как снимали войну. Техника: кинокамеры и проекторы в годы Великой Отечественной войны : [выставка]. — Текст: электронный // Ленфильм. Пятый павильон : сайт. — URL: https://lenfilmexpo.ru/qr/qr31-2/ (дата обращения: 07.04.2025).
  8. Мастера советской фотографии. Анатолий Гаранин. — Текст : электронный // LiveJournal : сайт. — URL: https://yarodom.livejournal.com/1175463.html (дата обращения: 07.04.2025).
  9. Фронт и тыл Великой Отечественной на снимках военных фотографов | Часть 6. — Текст : электронный // WarNet.ws : сайт. — URL: https://warnet.ws/p/1007 warnet.ws (дата обращения: 07.04.2025).
  10. Шерстенников, Л. Фотограф Анатолий Гаранин: всегда немного «отстраненный и туманный»… / Л. Шерстенников. — Текст: электронный // Fotosky.ru : сайт. — URL: https://fotosky.ru/fotozhurnal/art/fotohudozhniki/fotograf_anatolij_garanin_vsegda_nemnogo_otstranennyj_i_tumannyj/ (дата обращения: 07.04.2025).
Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk

Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие
Инфо-проекты
Made on
Tilda