► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие
Военный корреспондент Георгий Зельма. Район завода «Красный Октябрь». Сталинград. Зима 1942−1943. Фото Я. Рюмкина — фотокора газеты «Правда»
В первый день войны. Молдавия. 1941
К. Симонов на Северном фронте. 1941
Сталинград. 1942
Бой за Дом Павлова. 23.09 — 25.11.1942
Пусть солдаты немного поспят. 1942
Солдат доставляет обед на передовую. 1942
Боевые друзья. 1942
Похороны разведчика. 1942
Сталинград. 1943
Флаг победы над Сталинградом. 1943
Красноармейцы празднуют победу в Сталинградской битве на площади Павших борцов. 1943
Советские офицеры проходят мимо немецких пленных, стоящих у разбитых трамвайных вагонов в Сталинграде. Второй справа — командующий 62-й армией генерал-лейтенант В. И. Чуйков. 1943
Братская могила. Сталинград. 1943
Отснятые пленки отправлялись для проявки и печати с самолетами в Москву.
«Иногда мы с фронтовым оператором Орлянкиным, — вспоминал Георгий Анатольевич, — проявляли пленку сами. Для этого надо было под вражеским обстрелом перейти через замерзшую Волгу в село Бурковское. Там, в землянке, мы и устроили „лабораторию“: проявляли, сушили пленку, натягивая над ней простыни, оберегая от земли, которая сыпалась с потолка от близких разрывов. Проявляли в растопленном на печурке снегу …»
Сами фотокорреспонденты удивлялись впоследствии, как можно было работать в тех условиях. Но работали.
Письмо домой. Сталинград. 1942
«Зельма провел в окопах Сталинграда семь месяцев (1942−1943), — делился своими впечатлениями Марк Турков, систематизировавший архив фотографа. — Я разбирал и сортировал отснятые им пленки и фотографии в течении года... Я не только видел то, что видел он (поверьте, что это немало), но та самая „сила“ вела меня через груды разрезанных негативов, подсказывая логику событий, остроту его чувств, позволяя выстраивать целостную картину пленки — 36 кадров один за другим! Где на одном кадре ты видишь бойца с занесенной гранатой, на следующем — мгновение, когда вражеская пуля настигает его, а на следующем — он уже мертв…»
«Через много лет после войны снова побывал я в тех местах, нашел знакомую будку стрелочника. Ее хозяина не было в живых, но на стене под стеклом висел дорогой мне снимок… И хотя на многих выставках он получил почетные дипломы... для меня самое высокое признание — этот „стенд“».
Награда патриоту. Днепропетровская обл., с. Широкое. 1943
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие