Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «В ПРИЦЕЛЕ КАМЕРЫ — ВОЙНА» | 7. М. В. Альперт (1899−1980)

► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника

КАДРЫ БОЛЬШОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИЛЫ

Если бы Альперт снял только «Комбата», то и тогда его имя, по мнению критиков, навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии.
«Комбат» (1942 г.), пожалуй, самое известное фото Великой Отечественной войны, наравне с которым разве что фотография Знамени Победы над Рейхстагом (1945 г.), сделанная Е. Халдеем — учеником Макса Альперта (см. предыдущую статью).

Снимок М. В. Альперта экспонировался на первой Московской выставке «Великая Отечественная война» и завоевал Большую золотую медаль. Его напечатали многие газеты и журналы мира.

Многие этот снимок считали постановочным: не может репортер быть впереди командира на поле боя. Но каждый делает дело по-своему. Макс Владимирович позже вспоминал, что, находясь на поле боя (с. Хорошее на Луганщине) пережил вместе с солдатами и авианалет, и артобстрел. Он видел, как в ответ на атаку немцев захлебнулась атака первой линии бойцов… И тут поднялся командир, репортер нажал пару раз на кнопку фотоаппарата, и в тот же самый момент осколок разбил объектив. Погиб не только «комбат», но и кадр с героем, как посчитал корреспондент.

Как вы уже поняли, Альперт ошибся: кадр получился (такая удача бывает редко), и снимок стал символом воинского мужества, доблести и отваги всех защитников Отечества.

Ошибся фотограф и с названием снимка: он во время боя услышал, как по цепи передали, что «комбата убили». Имя и должность командира в тех условиях остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.

Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат» (то есть «командир батальона»), была установлена личность героя на снимке — младший политрук Алексей Гордеевич Еременко, 1906 года рождения.

12 июля 1942 г. около села Хорошее на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, шли упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника. И когда не осталось старших командиров, Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку и погибает через несколько секунд после того, как был сделан снимок.

Спустя много лет после войны об этом бое рассказывал бывший солдат санвзвода 220-го полка, майор в отставке Александр Матвеевич Макаров:
«Фашисты исступленно бросались в атаку за атакой. Убитых и раненых было много. Наш сильно поредевший полк отбивал уже десятую или одиннадцатую атаку. Гитлеровцы лезли напролом к Луганску, до которого оставалось около 30 километров. И к концу дня был ранен командир роты старший лейтенант Петренко. Его заменил политрук Еременко.

После ожесточенной бомбежки, при поддержке танков и артиллерии, фашисты пошли в очередную атаку. И тогда, поднявшись во весь рост, со словами: „За мной! За Родину! Вперед!“ Еременко увлек за собой роту навстречу цепям гитлеровцев. Атака была отбита, но политрук погиб».
Снимок послужил источником вдохновения для луганского скульптора И. М. Чумака, и он начал самостоятельно работать над памятником герою фотографии, что заняло у него около десяти лет. Впоследствии, одиннадцатиметровый памятник, отлитый из бронзы, был установлен около предполагаемого места боя, где погиб А. Г. Еременко и другие освободители Донбасса.

Артиллерийский расчет во время боя («На передовой»). Северный Кавказ, 1943 г.

Обращает на себя внимание и другой снимок Макса Альперта, сделанный на Северо-Кавказском фронте, — «На передовой» («Артиллерийский расчет»). Орудие, расположенное на переднем плане в центре, становится осевой точкой композиции, к которой примыкает освещенный со спины расчет и клубящаяся прямо за обрезом ствола тьма. Скорее всего, снимок специально отретуширован с таким расчетом, чтобы усилить контрастное противостояние света и тьмы. Перед нами не просто документальный отчет с поля боя — это художественное произведение, раскрывающее высшую правду войны, далеко выходящую за рамки достоверности отдельно взятого ее эпизода.
Еще один шедевр Альперта — его знаменитый снимок «По дорогам войны» (1943 г.). Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев — впереди выделяется женщина с двумя детьми — теряется в перспективе. Этот снимок — символ четырехлетних страданий всего советского народа.
Не менее пронзителен и снимок убитого мальчика с голубем в руке. Этот кадр Макс Альперт сделал 28 ноября 1941 г. в Ростове-на-Дону, когда фашистов удалось в первый раз выбить из города. Мальчик на снимке — 16-летний Витя Черевичкин. Его в тот день казнили фашисты за то, что он не только не подчинился приказу и не уничтожил своих голубей, но и с их помощью подавал сигналы нашим войскам. Фашисты схватили Виктора после того, как он подбросил у штаба нескольких голубей в тот момент, когда в небе пролетал советский самолет. Найденным у него голубям оторвали головы, самого парня расстреляли. Того голубя, которого он держал в руке, нашли у него за пазухой, видимо, прятал до самого расстрела, в последний миг хотел выпустить, но не успел. Это фото было одним из документов СССР, представленных на Нюрнбергском процессе.

Присмотритесь к масштабу солдатского подвига на этом снимке.

После боя. Воронежский фронт, 1943 г.

Расстрелявший немецкую танковую колонну советский танк КВ-1C (скоростной) и его погибший танкист. Эта «картина» «зацепила» не только фотографа, но и зрителей, которые пытаются восстановить историю произошедшего по кадру: «Изначально танки шли справа налево и попали в засаду, находящуюся правее поля снимка. Там наверняка стоял еще танк или два. После начала боя, один из КВ (он и есть на снимке) сманеврировал и зашел в тыл к немцам. Начал он бить по крайнему справа танку и судя по повороту орудия дошел до третьего справа. Его же поразил второй слева танк — у него орудие развернуто в сторону КВ» (проект «Военный альбом» https://waralbum.ru/40 656/).
«Фоторепортер должен быть сообразителен, должен быстро разбираться в окружающей обстановке, и только тогда его снимки возможно лучше отразят события. Кроме того, к каждому хроникерскому снимку нужно подходить не только умело, но и психологически».

М. В. Альперт
Начинал работать один из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия в фотоателье Одессы. Потом переехал в Москву и снимал для «Рабочей газеты». Был принят в ассоциацию фоторепортеров, новое поколение которой главной задачей видело объективную подачу материала, без ретуши — так, чтобы зритель мог прочувствовать то или иное событие.

В 1930-е годы работал в журнале «СССР на стройке» и ему посчастливилось увидеть самые знаменательные для всей страны строительства: завода в Магнитогорске, прокладку Туркестано-Сибирской магистрали, Большого Ферганского канала. На этих кадрах запечатлен монументальный образ героя-строителя, олицетворяющий молодую и сильную страну. Фотографии Альперта отличаются масштабностью, глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений на заднем.

Беседа с крестьянами. 1930 г.

Выборы в Верховный Совет. 6 декабря 1937 г.

Строительство Большого Ферганского канала. 1939 г.

(Проект «История России в фотографиях» https://russiainphoto.ru/exhibitions/1638/#1)


Мастерство, накопленное Максом Владимировичем за годы работы в различных советских изданиях, стало особенно востребованным с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента ТАСС и Совинформбюро он неоднократно выезжал на фронт, делая снимки как в тылу, так и на передовой.

М. Альперт на фронте

Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием.

Его фотоработы отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений или естественных ландшафтов — на заднем. Даже в тех случаях, когда в объектив Альперта попадали большие массы людей, «схваченные» как бы с высоты птичьего полета, человеческие фигуры на его фотографиях не сбивались в безликую толпу. Каждая из них живет на его фотографиях своей, индивидуальной жизнью, а все вместе они подчеркивают, усиливают динамику целого.

Начало контратаки одного из подразделений 270-й стрелковой дивизии советской 7-й гвардейской армии на Курской дуге. 12 июля 1943 г.

Советские разведчики преодолевают водную преграду. Краснодарский край, 1943 г.

Солдаты Белорусского фронта отдыхают после боя во время Великой Отечественной войны. Белоруссия, 1 апреля 1944 г.

Парад Победы. Знамена поверженных фашистских армий падают к стенам Кремля. Москва, 1945 г.

М. В. Альперт (1899 — 1980), проработавший фотокорреспондентом 55 лет, за годы своей творческой деятельности удостоился множества разнообразных отечественных и зарубежных наград. Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов государственного центрального музея современной истории Российской Федерации.

Творчество Альперта — ценный вклад в визуальную летопись войны, позволяющий будущим поколениям увидеть войну глазами ее современников. Он фиксировал не только крупные сражения и подвиги, но и повседневную жизнь солдат, их переживания и утраты. Его работы оказывают глубокое эмоциональное воздействие и заставляют задуматься о цене мира.

ИСТОЧНИК
Знаковое советское фото Макса Альперта: строители и герои, люди и эпоха. — Текст : электронный // Sputnik. Беларусь : сайт. — URL: https://sputnik.by/20210317/Kak-nachinalos-sovetskoe-foto-znakovye-raboty-Maksa-Alperta-1047157477.html (дата обращения: 02.04.2025).
Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk

Фотографии взяты из открытых источников
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника
2025-04-11 11:00 Инфо-проекты