► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Георгий Зельма | Роберт Диамент | Наталья Боде | Эммануил Евзерихин | Евгений Халдей | Макс Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие
Застолье. Роберт Диамент, 1928−1930 гг., г. Киев
Лодка с автомобильным двигателем АМО. 1929 г.
Пионеры на празднике в Киеве. 1930 г.
Сталин, Ворошилов, Молотов. 1935−1936 гг.
В сельском клубе. 1936 г.
Шлюз канала Москва — Волга. 1936 г.
Подготовка беспосадочного перелета М. Громова Москва — США. июнь-июль 1937 г.
Экскаватор. На строительстве Большого узбекского тракта. 1939 г.
Роберт Диамент на линкоре «Архангельск» во время похода с конвоем
На базе Северного флота. 1942 г.
«Три победы — три поросенка». 1942 г.
Возвращение с задания. 1943 г.
Письма из дома. 1942 г.
В центральном посту Краснознаменной подводной лодки «Щ-403». 1943 г.
Торжественная церемония присвоения советской подводной лодке М-107 названия «Новосибирский комсомолец». 1943 г.
Футбольный товарищеский матч между советской и американской командами на Летней Спартакиаде в честь 10-летия Северного флота. 1943 г.
Диамент у своего стенда на выставке, посвященной 10-летию СФ. 1943 г.
Конвой (панорама из трех снимков). 1944 г.
Советские и американские моряки на палубе крейсера Milwaukee. 1944 г.
На переходе в Мурманск, когда конвой девять раз был атакован немецкими субмаринами, Диаментом с вершины мачты линкора была сделана уникальная 12-кадровая панорама конвоя — единственная столь масштабная композиция, которая сфотографирована в боевых условиях. Позже он вспоминал, как непросто было взбираться на вершину раскачивающейся мачты линкора и, едва удерживаясь на узкой площадке, отснять панораму ордера охраны конвоя, да еще стараться «выдержать горизонт».
В том же походе Диамент получил контузию: в момент выстрела главного калибра на линкоре «Архангельск» он не имел возможности закрыть ладонями оба уха, как другие находившиеся на палубе люди — в одной руке он держал «лейку» — и в результате оглушающего выстрела на всю жизнь повредил правую барабанную перепонку, частично лишившись слуха. А фотография стала классической.
Выстрел Главного калибра. 1944 г.
«Мне было поручено освещать боевые действия Северного флота, в задачи которого входило сдерживать натиск врага, не пропуская его к жизненно важным центрам севера страны, обеспечивать надежную доставку военных грузов морем. В условиях Заполярья это было не так просто. Но морская пехота прочно удерживала все рубежи на суше, а корабли и морская авиация блокировали коммуникации и порты противника, охраняли караваны транспортных судов наших союзников и преграждали путь флоту и авиации немцев. Мне приходилось снимать и на суше, и на море, и в воздухе. Высаживался с десантниками на берег, захваченный врагом, ходил на кораблях конвоя, летал с торпедоносцами на перехват вражеских караванов. Надо сказать, что наш Северный флот первым закончил войну, завершив ее на своем участке взятием Печенги и освобождением части Северной Норвегии, города Киркенеса, уже в октябре 1944 года… [в Петсамо-Киркенесской операции Северного флота]».
В тумане. 1944 г.
Атака десанта 63-й бригады морской пехоты неприятельских укреплений в заливе Маативуоно. 1944 г.
Победа! 15 октября 1944 в освобожденной Печенге. 1944 г.
Разрушенный Киркенес (Норвегия). 1944 г.
Остатки землянок в бывшем лагере для советских военнопленных в деревне Лаксельв (Lakselv) у побережья Порсангер-фьорда. 1945 г.
Матрос-десантник Григорий Пашков. 1944 г.
Автоматчица Галя Максимова. 1942 г.
22-летний командир авиаполка Герой Советского Союза капитан Петр Георгиевич Сгибнев. 1942 г.
Кок подводной лодки «С-56» Василий Павлович Митрофанов в отсеке. 1942 г.
Маршак в гостях у пионеров. 1940-е гг.
«Ваши права, гражданин…» 1952 г.
«Навстречу фестивалю». 28 июля — 11 августа 1957 г.
Балерины. 1950-е гг.
Первенец. 1950-е гг.
Юрий Гагарин на заводе «Станколит». 1961 г
Фотография Роберта Диамента «Первенец» была выбрана американским фотографом и критиком Эдвардом Стейхеном в 1955 г. для знаменитой выставки «Род человеческий» (The Family of Man) в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Изначально было почти два миллиона изображений, из них Стейхен отобрал десять тысяч, а в финале выбрал пятьсот три из шестидесяти восьми стран и уже их демонстрировали в экспозиции. Снимки рассказывали о человеческой жизни во всех ее проявлениях. «Первенец» олицетворял момент счастья. После своего первого показа в Музее современного искусства в 1955 г., выставка гастролировала по всему миру в течение восьми лет и была показана в тридцати семи странах на шести континентах. В 1959 г. экспозиция посетила Советский Союз, была представлена в Сокольниках в рамках знаменитой американской выставки.
► Предисловие | Подвиг фотографов блокадного Ленинграда | Г. А. Зельма | Р. Л. Диамент | Н. Ф. Боде | Э. Н. Евзерихин | Е. А. Халдей | М. В. Альперт | Новосибирская кинохроника | Послесловие