ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО | информационный проект | Круг 5-й, театральный

► «ВОКРУГ ОСТРОВСКОГО» 
Круг 1-й | Круг 2-й | Круг 3-й | Круг 4-й | Круг 5-й |
Любовь к театру, верность и преданность призванию драматурга — уникальные свойства Островского, которые отличают его от всех других писателей-классиков. Александр Николаевич полностью посвятил себя драматургии и за 30 лет творчества создал «золотую основу» российского репертуара. Его герои — купцы, мещане, актеры-провинциалы, обедневшие дворяне, чиновники, миллионщики-дельцы… то есть практически вся тогдашняя Россия.
Трудно, а то и невозможно найти театр, в репертуаре которого никогда не было спектаклей по пьесам Александра Островского. Казалось бы, чем может привлечь современного зрителя драматург, почти все произведения которого посвящены описанию жизни купеческого Замоскворечья XIX века? Что интересного может увидеть наш современник, наблюдая за радостями и страданиями его героев? Но что-то каждый все-таки находит — об этом наглядно свидетельствуют полные театральные залы.

Пожалуй, главный секрет непреходящей популярности пьес Островского — в его умении уловить суть человеческого характера и передать ее яркими, живыми красками. А если учесть, что людская природа с течением времени меняется очень мало, то феномен Островского и вовсе нетрудно объяснить. Лет тридцать назад, конечно, некоторые моменты его пьес воспринимались как описание людей и отношений, навсегда ушедших в прошлое. Но наступили «лихие девяностые» — и в купцах Островского многие наши современники с удивлением узнали себя!..

* * *
Впервые пьесы Островского для новосибирцев поставили артисты-любители драматического кружка учителей школы, открытой инженером-путейцем Г. М. Будаговым (1852−1921) в начале 1895 г. «в выселке села Кривощекова на правом берегу Оби, в нынешнем поселке Ново-Николаевском». Молодые учителя не только учили детей грамоте, но и проводили воскресные чтения, сопровождая их «туманными картинками», организовали хор, драматический кружок. Ставили пьесы Островского, Гоголя и даже некоторые оперы. Спектакли шли при хороших декорациях, их обычно рисовали инженеры и техники, строители моста и железной дороги.

Так еще в 1890-х годах А. Н. Островский впервые оказался в нашем городе. Вот еще несколько фактов:

  • 1902 г. Любители сценического искусства, объединившись вокруг Г. А. Соколова (1847−1925), в помещении школы при ст. Обь показали спектакли «Не в свои сани не садись», «Шельменко-денщик», «Чародейка» и др.

  • 20 марта 1902 г. любители театра объединились в музыкально-драматическое общество, и 22 апреля дали первый спектакль по пьесе Мясницкого «Заяц», зимой «Не все коту масленица» А. Н. Островского.

  • 4 июня 1906 г. В связи с 20-летием со дня смерти А. Н. Островского Товарищество драматических артистов вместе с любителями поставило в летнем театре общественного собрания комедию «Без вины виноватые». Спектакль прошел очень удачно. После представления был заслушан доклад о творчестве великого драматурга и на его скульптуру, установленную на сцене, под звуки оркестра и аплодисменты возложен венок.

  • Начало ноября 1908 г. В воскресенье кружок любителей драматического искусства показал спектакль по пьесе А. Н. Островского «Доходное место», который смотрели многочисленные зрители, преимущественно рабочие. За 1908 и начало 1909 г. новониколаевский музыкально-драматический кружок дал более 20 благотворительных спектаклей, сборы от которых отданы на нужды библиотек, школ и детского приюта «Ясли».

  • 24−25 мая 1909 г. В Новониколаевске гастролировала Вера Федоровна Комиссаржевская. Великая актриса сыграла роли Нормы в пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» и Дикарки в одноименной пьесе А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. Местные критики писали: «Увидеть Нору и Дикарку в исполнении Веры Федоровны — значит доставить себе эстетическое наслаждение и надолго оставить в памяти имя артистки». Часть средств от спектаклей актриса передала в пользу погорельцев города.

Спектакли по Островскому вот уже третий век с аншлагом идут на крупнейших творческих площадках страны. И новосибирские театры — не исключение!

А. Н. Юмина

* * *

Грозная Кабаниха, нежная Снегурочка, бесприданница-Лариса и многие другие персонажи Островского требуют тонкого психологического рисунка, яркости и глубины. Поэтому за эти роли по традиции брались мастера самого высокого, «звездного» уровня.

На фото артисты новосибирских театров. А. Смирнова-Коринкина в спектакле «Без вины виноватые» (театр «Красный факел», 1959 г.); сцена из спектакля «Доходное место» (театр «Старый дом», 1971 г.); Е. Рогачевская — Анфиса Тихоновна в комедии «Волки и овцы» (театр «Старый дом», 1948 г.)

Справа артист В. Пиджаков в роли… Мурзавецкой. Слева артистка О. Кандазис-Купавина. Комедия «Волки и овцы» (театр «Старый дом», 1991 г.)

Театральных художников, работавших с пьесами Островского, завораживала возможность показать на сцене купеческий быт: старинные вещи, интерьеры, костюмы. Правда, в Новосибирске никогда не было пышных усадеб, которые могли бы стать образцом для постановщиков — ведь будущий мегаполис зародился относительно недавно, в начале ХХ века. Поэтому создатели спектаклей ориентировались на жанровые картины Павла Федотова, Ильи Репина, Василия Перова.

Так, в спектакле ТЮЗа «Снегурочка» (1957 г.) зрители и критики заметили «русские темы» Ивана Билибина, выдающегося иллюстратора книг.

  • КСТАТИ. ПРО ОПЕРУ-ЭКСПЕРИМЕНТ
60 лет спустя после создания ТЮЗовской «Снегурочки», весенняя сказка Островского появилась на сцене «Старого дома»: новосибирцы увидели фантастическую оперу в постановке Г. Пьяновой. Именно оперу — что само по себе было очень необычно для драматического театра!

В 2017 г. «Старый дом» получил за этот спектакль «Золотую Маску» — главную российскую национальную премию в области театрального искусства. Причем сразу в двух номинациях: «Эксперимент» и «Работа художника по костюмам в музыкальном театре».
«Красный факел» обращался к творчеству Островского регулярно. В период с 1945 г. до 1990-х краснофакельцы поставили 11 спектаклей по пьесам драматурга. При этом «Таланты и поклонники» ставились дважды — в 1950 и 1977 годах.

Жители и гости левобережья могли увидеть героев Островского в театре «На левом берегу». Классические пьесы органично вписались в репертуар этого народного коллектива, который со временем поднялся до профессионального уровня.

Комедия «Записки авантюриста» по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» (16+), театр «На левом берегу»

Таким образом, спектакли по Островскому вошли в историю сибирского искусства и прочно там обосновались.

* * *

Возникает вопрос: что предлагает зрителю современный театральный Новосибирск? Рассказываем о самых громких премьерах.

Мелодрама в детективном духе. «БЕСПРИДАННИЦА» (16+)
Творческая команда Новосибирского музыкального театра увидела в «Бесприданнице» мюзикл — полный щемящей грусти, романтики, загадок и тайн.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 2021 г.

Биография пьесы
В 70-е годы XIX века Островский занимал должность почетного мирового судьи в Кинешемском уезде. Вероятно, сюжет «Бесприданницы» был подсказан писателю громким делом, всколыхнувшим уезд: местный житель убил свою молодую жену. Островский работал над «Бесприданницей» долго, целых четыре года, но… ожидания современников не оправдались. Как сообщала газета «Русские ведомости», «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Настоящий успех пришел к «Бесприданнице» спустя годы, когда стали появляться оригинальные постановки пьесы, а затем и экранизации.

Авторы новосибирского спектакля понимали, что зрители неизбежно будут сравнивать их работу с фильмом Э. Рязанова «Жестокий романс». Поэтому режиссер и актеры постарались найти свою «изюминку» — придали спектаклю «детективный дух». Сюжетные пазлы не дают распутать клубок событий почти до самого финала, и зрителю приходится гадать, что же стало причиной рокового выстрела.

Музыку к спектаклю написал Е. Подгайц. На счету композитора более десятка сценических произведений, поставленных московскими музыкальными театрами.
  • ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Режиссер-постановщик Василий ЗАРЖЕЦКИЙ:
«Островский — это такая глыба… „Бесприданница“ — его „лебединая песня“ и одна из самых сложных и загадочных пьес в русской литературе. Мы работаем в музыкальном театре, а это… предполагает определенную праздничность для глаз и ушей. Без „вкусной“ картинки праздник невозможно создать, и мы, конечно, обыгрываем старую добрую русскую театральную школу. Это не глянец рязановского фильма, …а своеобразная игра в Островского и классику».

Интрига, которую время не берет. «НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН» (16+)
Спектакль Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» адресован молодым зрителям — тем, кто еще недавно листал школьный учебник литературы. Авторы проекта уверены: если бы Островский жил в нашу эпоху, он мог бы придумывать остросюжетные сериалы. Пьеса «Не было ни гроша, да вдруг алтын!» подтверждает эту догадку.

Тема комедии — на острие актуальности: деньги! Харизматичные герои — один ярче другого: нищая сирота, шалопай-сосед, горе-жених… Диалоги, хлесткие и афористичные, так и просятся на цитаты.

Премьера спектакля состоялась 17 января 2021 г.

Режиссер И. Орлов и команда «Глобуса» придумали остроумное зрелище с криминально-мелодраматическим сюжетом. Они отошли от традиционной купеческой атмосферы и перенесли сюжет в более знакомые реалии. Это все как бы говорит зрителю, что пьесу Островского время не берет!

Кастинг был — как в отряд космонавтов! «БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ» (18+)
Свой первый сезон Новосибирский областной драматический театр открыл спектаклем по Островскому «Бешеные деньги». При этом авторы-постановщики решили удивить публику новыми лицами.

Газеты рассказывали, что кастинг был сверхжестким. В конкурсе участвовали 200 актеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и других городов. Конкурсанты должны были проявить недюжинное мастерство и умение перевоплощаться: без всякой подготовки надо было сыграть снайпера, любовника, комбайнера… Самые умелые, убедительные исполнители получали место в труппе и роль в спектакле.

Чтобы представить премьеру, театр снял мини-фильм в жанре поэтического экшена.

История «русского Тартюфа», или «СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ!» (12+)
Когда Островский написал в 1849 г. новую комедию, он назвал ее коротко и емко: «Банкрот». Но цензор советовал переименовать пьесу, и она вошла в историю под названием «Свои люди — сочтемся!».
В 2019 г. Драматический театр «На левом берегу» подготовил масштабный спектакль по пьесе. Это размышление о любви, которую не купишь ни за какие деньги, о пределах дозволенного, алчности и гордыне.

История купца, который решил объявить себя банкротом и переписал состояние на «своего человека», но сам стал жертвой интриг, заиграла новыми красками. А успех премьеры показал, что Островский — автор на все времена, актуальный для зрителей самых разных поколений.

Т. Т. Решке

ИСТОЧНИКИ:
  1. Александр Островский. – Текст : электронный // Билетторг.ру : [сайт компании]. – URL: https://www.bilettorg.ru/playwrights/16/ (дата обращения: 24.03.2023).
  2. Бесприданница. – Текст : электронный // Новосибирский музыкальный театр : [офиц. сайт]. – URL: https://muzkom.ru/spektakli/vechernie/bespridannitsa/ (дата обращения: 27.12.2022).
  3. Бешеные деньги NDT : [мини-фильм в жанре поэт. экшена (реж. А. Кубанов)]. – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка (исполнительская) : электронные // YouTube : [видеохостинг]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=K6cJd-N1AQA (дата обращения: 27.12.2022).
  4. Boroda, I. Сразу два новосибирских театра получили премию «Золотая маска» / I. Boroda. – Текст : электронный // МирТесен : [соц. сеть]. – URL: https://s30299992486.mirtesen.ru/blog/43583270397/Srazu-dva-novosibirskih-teatra-poluchili-premiyu-«Zolotaya-maska?utm_referrer=mirtesen.ru (дата обращения: 27.12.2022).
  5. Записки авантюриста. – Текст : электронный // На левом берегу : [офиц. сайт театра]. – URL: https://nalevomberegu.ru/spektakli/vechernie/622/ (дата обращения: 27.12.2022).
  6. Зубов, А. Е. Драматургия А. Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940 – 80-х годов / А. Е. Зубов. – Текст : электронный // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 8 (71). – С. 107–113. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dramaturgiya-a-n-ostrovskogo-v-interpretatsii-stsenografov-sibirskih-teatrov-1940-h-1980-h-gg/viewer (дата обращения: 27.12.2022).
  7. Климова, Е. Ремарки на полях истории : [Новосибирский драматический театр «Старый дом»] / Е. Климова. – Новосибирск : Талер-Пресс, 2008. – 222 с. : ил. См. с. 73, 90, 131. – Текст : непосредственный.
  8. «Мы не будем мучить зрителей ложным пафосом». – Текст : электронный // НГС.НОВОСТИ : [сетевое изд.]. – URL: https://ngs.ru/text/culture/2021/08/20/70083233/ (дата обращения: 27.12.2022).
  9. Не было ни гроша, да вдруг алтын. – Текст : электронный // Глобус : [офиц. сайт театра]. – URL: https://globus-nsk.ru/spektakli/ne-bylo-ni-grosha-da-vdrug-altyn/ (дата обращения: 27.12.2022).
  10. Новосибирский государственный академический театр «Красный факел». Красота, правда и радость! : 80-летнему юбилею театра посвящается... : буклет. – 40 с. См. с. 15. – Текст : непосредственный.
  11. Полторацкий, И. «Снегурочка» в «Старом доме»: театр звука / И. Полторацкий. – Текст : электронный // ОКОЛО : театральный журнал. – URL: https://journal-okolo.ru/snegurochka-v-starom-dome-teatr-zvuka/ (дата обращения: 27.12.2022).
  12. Свои люди – сочтемся! – Текст : электронный // На левом берегу : [офиц. сайт театра]. – URL: https://www.nalevomberegu.ru/spektakli/vechernie/190/ (дата обращения: 27.12.2022).
  13. Щиткова, Ю. Режиссер Василий Заржецкий: «Для меня «Бесприданница» Островского – прежде всего история о непомерном человеческом эго и катастрофических последствиях» / Ю. Щиткова. – Текст : электронный // Культура : [электрон. газ.]. – URL: https://portal-kultura.ru/articles/theater/333277-rezhisser-vasiliy-zarzhetskiy-dlya-menya-bespridannitsa-ostrovskogo-prezhde-vsego-istoriya-o-nepomer/ (дата обращения: 27.12.2022).
► Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Инфо-проекты
Made on
Tilda