Хроника событий и факты из жизни Ленинского района, 1970−2025
К 55-летию района мы предлагаем нашим читателям проект, который напомнит факты и события, связанные с нашей «малой родиной».
Хроника состоит из шести временных частей: 1970−1979, 1980−1989, 1990−1999, 2000−2009, 2010−2019, 2020−2025 годы. Факты и события, включенные в них, помогут нам вспомнить (а молодежи — расскажут) о жизни на переломном этапе развития огромной страны и маленькой ее части. Конечно, невозможно отследить события каждого дня из 55-летней жизни большого района, но, как нам кажется, мы отразили общую картину.
Хроника предваряется краткой исторической справкой, а в последней части мы укажем источники, на базе которых она составлялась.
Хроника предваряется краткой исторической справкой, а в последней части мы укажем источники, на базе которых она составлялась.
* * *
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН — один из самых молодых и динамичных районов города.
- Расположен он на левом берегу Оби. С правобережной частью города его соединяет железнодорожный мост через Обь, два автодорожных моста: Димитровский и Коммунальный, метромост; заканчивается строительство четвертого (Центрального) автодорожного моста.
- Ленинский район — третий по величине и самый населенный: площадь 76,12 кв. км (15% от территории города); население на 01.12.2022 — 303 200 человек (18,7% общей численности населения города), из них трудоспособного возраста 190 тыс. человек.
- На сегодняшний день это крупная промышленная зона города: заводской комплекс формируют 47 крупных и средних предприятий.
- Ленинский район — это территория научных организаций и высших учебных заведений, активного нового строительства, развитой транспортной инфраструктуры, крупных теплоэлектроцентралей, динамично развивающейся сферы обслуживания населения.
- По территории района проходит около 400 улиц и переулков. Основные транспортные магистрали — проспект Карла Маркса, улицы Ватутина, Титова, Станиславского, Станционная.
«Образовать Ленинский район
в городе Новосибирске
Новосибирской области.
Москва, 9 декабря 1970 год»
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР левобережье Новосибирска в 1970 году было разделено на две части: Кировский и Ленинский районы.
До 1930 г. Новосибирск располагался на одном — правом — берегу р. Оби. На левом ее берегу, на просторных равнинах среди перелесков стояли старинные деревни и села: Большое и Малое Кривощеково, Вертково, Бугры, Ересная.
Формирование городского района в левобережье началось в годы первых пятилеток. Расширение Новосибирска на левый берег было связано с тем, что разворачивающаяся индустриализация требовала новых городских территорий для размещения производства.
16 декабря 1929 г. Советом Труда и Обороны Совета Народных Комиссаров СССР было принято постановление о строительстве в г. Новосибирске предприятия по производству сельскохозяйственных машин «Сибкомбайн» («Сибсельмаш») — это дало импульс для создания промышленного района на левом берегу.
Центром новой стройки стала станция Кривощеково, здесь имелись свободные, удобные для промышленного и жилищного строительства площади. Один из докладчиков на заседании объединенного пленума горсовета и пленума Новосибирского райисполкома с представителями сельсоветов, проходившем 8−9 августа 1930 г., отметил:
До 1930 г. Новосибирск располагался на одном — правом — берегу р. Оби. На левом ее берегу, на просторных равнинах среди перелесков стояли старинные деревни и села: Большое и Малое Кривощеково, Вертково, Бугры, Ересная.
Формирование городского района в левобережье началось в годы первых пятилеток. Расширение Новосибирска на левый берег было связано с тем, что разворачивающаяся индустриализация требовала новых городских территорий для размещения производства.
16 декабря 1929 г. Советом Труда и Обороны Совета Народных Комиссаров СССР было принято постановление о строительстве в г. Новосибирске предприятия по производству сельскохозяйственных машин «Сибкомбайн» («Сибсельмаш») — это дало импульс для создания промышленного района на левом берегу.
Центром новой стройки стала станция Кривощеково, здесь имелись свободные, удобные для промышленного и жилищного строительства площади. Один из докладчиков на заседании объединенного пленума горсовета и пленума Новосибирского райисполкома с представителями сельсоветов, проходившем 8−9 августа 1930 г., отметил:
«Еще в прошлом году зимой на том [левом] берегу ничего не было, а в этом году мы имеем там довольно крупное строительство, начато строительство завода. Кроме этого, там же строится и социалистический город, где по нашим наметкам должно быть до 100 тыс. жителей. Это город и очень большой…»
Постановление президиума ВЦИК «О расширении городской черты г. Новосибирска Западно-Сибирского края» было подписано 20 октября 1930 г.
В состав города вошел ряд населенных пунктов: Большое Кривощеково, Бугры, деревни Вертково, Ерестная, Малое Кривощеково, Перово, Усть-Иня, сельскохозяйственная опытная станция и внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны имени Сырцова — ранее эта территория входила в состав Бугринского района Новосибирского округа Сибирского края с центром в селе Бугры, самом крупном среди окрестных селений.
В состав города вошел ряд населенных пунктов: Большое Кривощеково, Бугры, деревни Вертково, Ерестная, Малое Кривощеково, Перово, Усть-Иня, сельскохозяйственная опытная станция и внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны имени Сырцова — ранее эта территория входила в состав Бугринского района Новосибирского округа Сибирского края с центром в селе Бугры, самом крупном среди окрестных селений.
Новый район города получил название «Заобский» (в отдельных распорядительных документах до середины 1930-х годов район иногда именовался «Левобережный», но данное наименование официально не закрепилось). 2 декабря 1934 г. постановлением президиума Новосибирского городского совета РКиКД в память о члене Политбюро ЦК ВКП(б), члене Президиума ВЦИК С. М. Кирове, убитом днем ранее, район был переименован в «Кировский».
К 1940 г. Кировский район вырос во второй центр машиностроения в городе. Население его составляло 80 тыс. человек, были открыты кинотеатр, 2 школы, 3 больницы.
Начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в планы развития района: он стал центром оборонной промышленности города (из-за специфики времени и выпускаемой оборонной продукции (боеприпасы) эта территория была «передовой линией тыла»). Жизнь в ней подчинялась нуждам фронта и военной экономике, но при этом развивались социальная сфера, транспорт и культура.
В силу своего расположения район имел недостаточную связь с остальными районами города, поскольку был соединен с правобережьем только железнодорожным мостом. Осенью 1941 г. берега Оби связал наплавной понтонный мост, оперативная связь между правым берегом и промышленным левобережьем значительно упростилась.
Левый берег Новосибирска вырос в мощный индустриальный узел, и уже в 1942 г. Новосибирский обком ВКП(б) предложил правительству страны выделить Кировский район в самостоятельный город областного подчинения с названием «Андреевск», но инициатива не получила одобрения.
К 1940 г. Кировский район вырос во второй центр машиностроения в городе. Население его составляло 80 тыс. человек, были открыты кинотеатр, 2 школы, 3 больницы.
Начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в планы развития района: он стал центром оборонной промышленности города (из-за специфики времени и выпускаемой оборонной продукции (боеприпасы) эта территория была «передовой линией тыла»). Жизнь в ней подчинялась нуждам фронта и военной экономике, но при этом развивались социальная сфера, транспорт и культура.
В силу своего расположения район имел недостаточную связь с остальными районами города, поскольку был соединен с правобережьем только железнодорожным мостом. Осенью 1941 г. берега Оби связал наплавной понтонный мост, оперативная связь между правым берегом и промышленным левобережьем значительно упростилась.
Левый берег Новосибирска вырос в мощный индустриальный узел, и уже в 1942 г. Новосибирский обком ВКП(б) предложил правительству страны выделить Кировский район в самостоятельный город областного подчинения с названием «Андреевск», но инициатива не получила одобрения.
ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 234
К началу 1950-х годов «Левобережный центр „оборонки“» стал «градообразующим» для всего левобережья: на долгие годы была сформирована особая городская промышленная зона с соответствующим бытом. К этому времени в нем проживало около 150 тыс. жителей, располагались две крупные ТЭЦ, были сосредоточены «Сибсельмаш», металлургический завод, «Тяжстанкогидропресс», судоремонтные заводы и другие промышленные предприятия.
Вопрос о необходимости разделения района Кировский райисполком вновь поднял в 1952 г. (решение от 21.02.1952 г. № 122 «О разделении Кировского района на два района»).
Вопрос о необходимости разделения района Кировский райисполком вновь поднял в 1952 г. (решение от 21.02.1952 г. № 122 «О разделении Кировского района на два района»).
Новосибирский горисполком направил материалы на рассмотрение Президиуму Верховного Совета РСФСР — с просьбой «учесть жизненную необходимость образования в г. Новосибирске нового района и […] ускорить решение этого вопроса».
Выделяемый в юго-восточной части городского левобережья район предложили назвать Сталинским. Но, как и ранее, разрешения получено не было.
Единый Кировский район продолжал развиваться бурными темпами. 20 октября 1955 г. открыли первый автомобильно-трамвайно-пешеходный Коммунальный («Октябрьский») мост. Строились новые заводы, росло жилищное строительство (на 1.06.1956 г. жилой фонд района составлял 600 тыс. кв. м), крепнет социальная сфера, открывались медицинские, образовательные и клубные учреждения, благоустраивались и озеленялись улицы, прокладывались трамвайные и троллейбусные маршруты, в 1957 году телецентр начал свои передачи…
Единый Кировский район продолжал развиваться бурными темпами. 20 октября 1955 г. открыли первый автомобильно-трамвайно-пешеходный Коммунальный («Октябрьский») мост. Строились новые заводы, росло жилищное строительство (на 1.06.1956 г. жилой фонд района составлял 600 тыс. кв. м), крепнет социальная сфера, открывались медицинские, образовательные и клубные учреждения, благоустраивались и озеленялись улицы, прокладывались трамвайные и троллейбусные маршруты, в 1957 году телецентр начал свои передачи…
К концу 1960-х годов необходимость разделения Кировского района на два новых переросла в архиважную задачу, решение которой уже не терпело отлагательств.
Исполком Новосибирского горсовета в решении от 7 декабря 1970 г. № 864 «Об образовании нового района в городе Новосибирске» просил Новосибирский облисполком ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о разделении Кировского района и установлении его новых границ. И, наконец, Президиум Верховного Совета РСФСР ответил Указом от 9 декабря 1970 г. «Об образовании Ленинского района в городе Новосибирске Новосибирской области», вследствие чего Кировский район был поделен на две части: юго-восточная часть сохранила название Кировский, а исторический центр городского левобережья получил имя Ленина. Граница между двумя левобережными районами была закреплена решением горисполкома от 7 января 1971 г. № 5: по ул. Новогодняя, Сибиряков-Гвардейцев, Вертковская, по Троллейной до окончания Станиславского жилмассива и далее по р. Тула.
Исполком Новосибирского горсовета в решении от 7 декабря 1970 г. № 864 «Об образовании нового района в городе Новосибирске» просил Новосибирский облисполком ходатайствовать перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о разделении Кировского района и установлении его новых границ. И, наконец, Президиум Верховного Совета РСФСР ответил Указом от 9 декабря 1970 г. «Об образовании Ленинского района в городе Новосибирске Новосибирской области», вследствие чего Кировский район был поделен на две части: юго-восточная часть сохранила название Кировский, а исторический центр городского левобережья получил имя Ленина. Граница между двумя левобережными районами была закреплена решением горисполкома от 7 января 1971 г. № 5: по ул. Новогодняя, Сибиряков-Гвардейцев, Вертковская, по Троллейной до окончания Станиславского жилмассива и далее по р. Тула.
Так на карте Новосибирска появился новый, девятый район — ИНДУСТРИАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ НОВОСИБИРСКА
Видеоролик к 50-летию Ленинского района
А теперь вперед, в наше недавнее прошлое!..
