ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

«ОГОНЕК». ИСТОРИЯ БРЕНДА

В 2023 году исполняется 100 лет журналу «Огонек». Он по праву принадлежит к числу старейших, авторитетных и самых популярных отечественных периодических изданий.
«ОГОНЕК» — общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный журнал в России и СССР — выходил с 9(21).12.1899 в Санкт-Петербурге как еженедельное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости». В 1918 году журнал был закрыт.
Журнал для семейного чтения сразу нашел своего читателя — средний класс, у которого стал пользоваться огромной популярностью, уступая в этом плане только журналу «Нива». Тираж «Огонька» составлял тогда 120 тысяч экземпляров, объем номера — 8 страниц.

С 1923 года выпуск журнала возобновили, а редакцию возглавил советский журналист Михаил Кольцов. В 1938 году его репрессировали, и журнал ненадолго возглавил один из авторов «Двенадцати стульев» — Евгений Петров. Затем издание по очереди возглавляли советские поэты Алексей Сурков и Анатолий Софронов. При Софронове популярным стало литературное приложение к «Огоньку» — «Библиотека», которое выходило с 1925 по 1991 год. В этих брошюрах и в самом журнале печатались Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель.
«Огонек» был яркой приметой советской эпохи и имел поистине всенародную популярность — в отдельные годы тираж журнала достигал нескольких миллионов экземпляров.
Первоначально основное место в журнале занимали литературные произведения (главным образом рассказы) и фоторепортажи. В СССР журнал являлся проводником советского образа жизни и «советских художественных вкусов», однако он в меньшей степени, чем другие издания, был нацелен на политическую пропаганду и ориентировался на семейное чтение.

Основными чертами стиля «Огонька» стали: размещение на всю обложку портрета знаменитого человека (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), в каждом номере — фоторепортаж, особая вкладка (цветная репродукция шедевров мировой и русской живописи, произведения советских художников), публикация прозаических и поэтических произведений, популярные статьи на общественно-политические темы, а также кроссворд.

Фоторепортажи — это был отдельный самостоятельный жанр в журнале, который закрепился еще в 1920-е годы: читать мало кто умел, а красноречивые снимки могли рассказать о многом.

В 1946 году на страницах еженедельника впервые в СССР появляются цветные вкладки. На целый разворот — репродукции картин Третьяковской галереи. У коллекционеров даже было увлечение — собирать эти вкладки. Среди таких любителей был и сам Иосиф Виссарионович Сталин.

В 1986 году, когда главным редактором стал Виталий Коротич, «Огонек» активно участвовал в процессах демократизации общества, стал проводником политики гласности, превратился в одно из самых читаемых изданий эпохи перестройки (тираж вырос в три раза — с 1,5 до 4,5 миллионов). В то же время с обложки исчез орден Ленина, а партийная организация журнала была распущена.

Коротич начал давать в журнале как можно больше фактов и документов, печатались статьи на злободневные темы: о торговой мафии, рыночной экономике, развитии кооперативов, реформе исправительно-трудовых учреждений, материалы круглого стола «Больше социализма!» (1988. № 12, 14), статьи, разоблачавшие преступления сталинской эпохи (например, «„Ждановская жидкость“, или Против очернительства» Ю. Ф. Карякина (1988. № 19)).

Впервые у читателей появилась возможность познакомиться с творчеством писателей, ранее недоступном по соображениям цензуры: И. А. Бродского, В. Н. Войновича, А. А. Галича, Н. М. Коржавина, Н. А. Клюева, В. Т. Шаламова, А. П. Платонова, Б. К. Зайцева и др.

Публикации на темы прошлого способствовали эволюции исторического сознания многих читателей от апологетики советского строя к идее «обновления» социализма или его отрицанию.

В 1990-е — нач. 2000-х годов журнал, приспосабливаясь к условиям рынка, искал новую аудиторию и приблизился к облику так называемых глянцевых журналов. Со 2-й половины 2000-х годов руководство «Огонька» стало возвращать изданию традиционный облик и статус общественно-политического журнала, чей «главный интерес сосредоточен на человеке и социальных переменах в стране».

Долгое время в журнале работали известный журналист и писатель Генрих Боровик, писатель Виктор Солоухин и др.
Новая «революция» в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий и по объему, и по информационной насыщенности, и по использованию всех полиграфических приемов.

В ноябре 2004 года владельцы журнала предложили новую концепцию издания «Огонек» — журнал для молодых и богатых.

4 апреля 2005 года ИД «ОВА-Пресс», выпускающий «Огонек», объявил о выходе журнала в новом формате: сохранив свой фирменный логотип и название, изменились концепция, состав рубрик, а также дизайн журнала.

К концу 2008 года «Огонек» стал журналом, выходящим еженедельно тиражом 69 тысяч экземпляров. Он содержал много прикладной, потребительской информации, публиковал мнения людей, авторитетных для аудитории, иллюстрировался фотографиями, рисунками, схемами и элементами инфографики. Среди постоянных авторов — историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Дмитрий Воскобойников, Александр Сосновский и др.

В начале 2009 года журнал перестал выходить из-за финансовых трудностей. Возрождение «Огонька» началось с приобретением прав на журнал издательским домом «Коммерсантъ». Новые владельцы бренда начинают возрождать журнал, даже обещают полностью оцифровать знаменитый фотоархив «Огонька», однако эти планы не были реализованы.

21 декабря 2020 года издательский дом «Коммерсантъ» заявил о прекращении публикации печатной версии журнала и увольнении коллектива в связи с оптимизацией расходов.

«Огонек» выходил в самые тяжелые годы для нашей страны и всегда пользовался огромным спросом у читателей. Здесь писали о жизни людей, и благодаря этому только набирали, а не теряли читателей. «Огонек» был ровным, спокойным изданием, в котором журналисты рассказывали о том, что волнует людей, как строится их жизнь, что происходит и у нас, и в мире. У издания был свой стиль и свой читатель, который этот стиль ценил. «Огонек» — это большая часть нашей истории. А с историей нельзя так. Будем надеяться, что журнал все же вернется!

ИСТОЧНИКИ

  1. «Беги со всех ног покупать “Огонек”» : отр. из кн. историка А. Танцевовой : [Огонек. 2020. № 49. С. 40]. – Текст : электронный // Коммерсантъ : [сайт]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4603719 (дата обращения: 15.12.2023).
  2. Неугасающий «Огонек»: 115 лет старейшему российскому еженедельнику. – Текст : электронный // ТАСС : [сайт информ. агентства России]. – URL: https://web.archive.org/web/20141217133258/http://tass.ru/obschestvo/1633329 (дата обращения: 15.12.2023).
  3. «Огонек. История бренда». К 100-летию журнала. – Текст : электронный // Николаевская районная библиотека : [сайт]. – URL: https://niklibrary.ru/articles/ogonek-istoriya-brenda-k-100-letiyu-zhurnala (дата обращения: 15.12.2023).
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Статьи
Made on
Tilda