«Школьный вальс» и «Баллада о солдате», «Подмосковные вечера» и «Московские окна», «На безымянной высоте» и «Березовый сок», «Это было недавно» и «Вологда», «Что так сердце растревожено» и «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Летите, голуби, летите», и, конечно же, самая проникновенная «С чего начинается родина?»… Можно еще долго перечислять названия популярных песен, слова которых написаны поэтом Михаилом Львовичем Матусовским. Они стали летописью целой эпохи, их помнят, любят и поют до сих пор.
Вспоминая поэта, режиссер Эльдар Рязанов сказал: «Когда задумаешься, оказывается, что большинство стихов для главных песен нашей жизни написал Михаил Матусовский! … Его песни будут петь еще многие поколения. Они стали уже значимой частью нашей истории и символом России». Оказалось, эти песенные шедевры «в новое время» решительно нечем заменить, вот и звучат они, памятные нам с детства, с телеэкранов, из окон, со школьных площадок. Да есть ли вообще человек, не слыхавший песен Матусовского?
ПОЭТУ, СЦЕНАРИСТУ И ПЕРЕВОДЧИКУ, ВОЕННОМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ И АВТОРУ СТИХОВ К МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПЕСНЯМ В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 110 ЛЕТ

Михаил Львович Матусовский родился 23 июля в 1915 г. в Луганске. Отец мальчика Лев Моисеевич был известным и уважаемым человеком в городе. Мать Михаила Эсфирь Михайловна была домохозяйкой. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, посвященных им.
В родном городе Михаил окончил среднюю трудовую школу № 13, которой в книге «Семейный альбом» посвятил немало теплых строк, особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семеновне Тодоровой. Именно в школьные годы, в 12 лет, им было написано первое произведение под названием «Велопробег», опубликованное в областной газете «Луганская правда».
Мальчика учили и музыке, но времена были непростые, поэтому мама благоразумно уговорила сына получить «надежную профессию, которая даст кусок хлеба», так Михаил стал строителем. А старший брат Матвей выучился на инженера.
После учебы в строительном техникуме, Матусовский трудился на заводе в Луганске. Стихи писались «тайком», в свободное время. Однажды на предприятие приехали с концертом два известных молодых поэта — Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Миша принес им смятую тетрадочку со своими стихами. Прочитав ее, поэты постановили: «Надо ехать в Литературный институт».
Признание знаменитых поэтов настолько вдохновило Михаила Львовича, что в 1935 г. он бросил работу на заводе и уехал в неизвестность, в Москву «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». Он жил где придется: снимал углы и комнатушки.
Но имея четкие представления о своей деятельности в будущем, парень стал студентом Литературного института им. М. Горького, где читал лекции ряд знаменитых людей — блестящих «старорежимных» профессоров: Гудзий, Поспелов, Аникст. Иногда случалось, что Михаил декламировал собственные стихотворения всем студентам.
В Литературном институте Михаил подружился с ребятами, которые учились на курс старше его, — Константином Симоновым и Маргаритой Алигер. Эта дружба длилась всю жизнь. Как признавался Симонов, ему было интересно побывать на родине друга, о которой он столько слышал и откуда Мише регулярно приходили небольшие, но полные разных лакомств посылки. «Было такое ощущение, — шутил Симонов, — что именно в Луганске, а не в Греции, есть все…».
С особенным удовольствием Матусовский и Симонов вспоминали, как они, два московских франта, в клетчатых курточках и таких же кепках, «маршировали» по улочкам Луганска, а за ними хвостом бежала местная ребятня, считавшая их не иначе как иностранцами. Вместе с Константином Симоновым в 1939 г. они написали книгу «Луганчане».
В 1939 г. Михаил стал членом Союза писателей СССР, а в 1940-м свет увидела дебютная книга стихов «Моя родословная».
На июнь месяц 1941 г. у Матусовского была назначена защита диссертации, однако в биографию парня вмешалась война: Михаил был мобилизован и отправлен защищать Родину. Но научный руководитель настоял на том, чтобы в виде исключения защита диссертации была утверждена при отсутствии студента.
В родном городе Михаил окончил среднюю трудовую школу № 13, которой в книге «Семейный альбом» посвятил немало теплых строк, особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семеновне Тодоровой. Именно в школьные годы, в 12 лет, им было написано первое произведение под названием «Велопробег», опубликованное в областной газете «Луганская правда».
Мальчика учили и музыке, но времена были непростые, поэтому мама благоразумно уговорила сына получить «надежную профессию, которая даст кусок хлеба», так Михаил стал строителем. А старший брат Матвей выучился на инженера.
После учебы в строительном техникуме, Матусовский трудился на заводе в Луганске. Стихи писались «тайком», в свободное время. Однажды на предприятие приехали с концертом два известных молодых поэта — Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Миша принес им смятую тетрадочку со своими стихами. Прочитав ее, поэты постановили: «Надо ехать в Литературный институт».
Признание знаменитых поэтов настолько вдохновило Михаила Львовича, что в 1935 г. он бросил работу на заводе и уехал в неизвестность, в Москву «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». Он жил где придется: снимал углы и комнатушки.
Но имея четкие представления о своей деятельности в будущем, парень стал студентом Литературного института им. М. Горького, где читал лекции ряд знаменитых людей — блестящих «старорежимных» профессоров: Гудзий, Поспелов, Аникст. Иногда случалось, что Михаил декламировал собственные стихотворения всем студентам.
В Литературном институте Михаил подружился с ребятами, которые учились на курс старше его, — Константином Симоновым и Маргаритой Алигер. Эта дружба длилась всю жизнь. Как признавался Симонов, ему было интересно побывать на родине друга, о которой он столько слышал и откуда Мише регулярно приходили небольшие, но полные разных лакомств посылки. «Было такое ощущение, — шутил Симонов, — что именно в Луганске, а не в Греции, есть все…».
С особенным удовольствием Матусовский и Симонов вспоминали, как они, два московских франта, в клетчатых курточках и таких же кепках, «маршировали» по улочкам Луганска, а за ними хвостом бежала местная ребятня, считавшая их не иначе как иностранцами. Вместе с Константином Симоновым в 1939 г. они написали книгу «Луганчане».
В 1939 г. Михаил стал членом Союза писателей СССР, а в 1940-м свет увидела дебютная книга стихов «Моя родословная».
На июнь месяц 1941 г. у Матусовского была назначена защита диссертации, однако в биографию парня вмешалась война: Михаил был мобилизован и отправлен защищать Родину. Но научный руководитель настоял на том, чтобы в виде исключения защита диссертации была утверждена при отсутствии студента.

Поэт Михаил Матусовский. Второй Белорусский фронт, 1943 год
В годы войны поэт служил военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Военные дороги вели его через Польшу в Германию, было и ранение. Среди фронтовых наград, к которым он был представлен за мужество и героизм, — ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали.

Во фронтовых газетах появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Во время войны вышли и сборники стихов «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро», «Дед» (1944), в которых поэт описал героические события и людей на фронте и в тылу.
Помимо фронтовых публикаций в годы войны Матусовский написал немало текстов песен на военные темы уже после Великой Отечественной, многие из которых стали классикой. Сюжеты почти всегда брал из жизни.
Помимо фронтовых публикаций в годы войны Матусовский написал немало текстов песен на военные темы уже после Великой Отечественной, многие из которых стали классикой. Сюжеты почти всегда брал из жизни.
По-настоящему первой своей удачей он считал песню «Вернулся я на родину». Музыку к ней написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утесов. «Я был счастлив и горд, когда ее начал петь Леонид Утесов… После него я поверил в силы и возможности песни», — писал поэт.
Вспомним историю создания песни «На безымянной высоте», которая встала в ряд с великими песнями о войне (музыка на стихи М. Матусовского была написана композитором В. Баснером; произведение стало лейтмотивом к кинофильму «Тишина», 1964 г.) В основу песни положена действительная история, связанная с Новосибирском.
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте…
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте…
Речь идет о высоте 224,1 у поселка Рубежанка Куйбышевского района Калужской области, которая находилась в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии в сентябре 1943 г. Боевая группа, состоящая из сибиряков, под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина должна была произвести смелую операцию — пройти в ночь на 14 сентября в тыл противника и захватить высоту Безымянную.
В группу вошли: старшина Панин Петр (бывший мастер по испытаниям боеприпасов на полигоне Комбината № 179), ст. сержант Денисов Даниил (бывший мастер производственного обучения РУ № 1), ст. сержант Закомолдин Роман (мастер цеха), сержант Власов Константин (начальник отдела металлов Комбината № 179), сержант Даниленко Николай (бывший электромонтажник завода им. Чкалова) и рядовые: Воробьев Гавриил (бывший бригадир слесарей ЖКО комбината № 179), Голенкин Николай (бывший парторг цеха), Куликов Иван (бывший наладчик станков), Романов Петр (токарь), Лапин Герасим (мастер монтажного участка), Шляхов Дмитрий (инженер, руководил монтажом эвакуированного станочного оборудования), Касабиев Татари (с завода им. Чкалова), сержант Кигель Борис (гл. технолог мясокомбината), Артамонов Александр (нач. отдела автотранспортного управления комбината № 179), Липовецер Элюша (мастер-технолог завода «Тяжстанкогидропресс»), Белоконов Емельян (военный строитель из Октябрьского района), Ярута Дмитрий (диспетчер ж.-д. цеха металлургического завода). У каждого по автомату и по 16 гранат.
Вначале немцы растерялись, заметались по траншеям. Сибиряки овладели высотой. Но следовавшую за ними роту враги отсекли и, подтянув свои резервные подразделения, окружили горстку воинов, закрепившихся на высоте.
Вражеские атаки следовали одна за другой. Напор не ослабевал ни на минуту. Устилая склоны высоты телами убитых и раненых, гитлеровцы с остервенением лезли и лезли на косогор. Они любой ценой хотели истребить штурмовую группу.
Более ста фашистов уничтожили сибиряки, но их оставалось все меньше и меньше.
Константин Николаевич Власов позже вспоминал: — Всех нас было восемнадцать, а уцелело даже не трое, как в песне, а только двое (кроме Власова — Герасим Ильич Лапин). Много лет прошло с тех пор, но будто все было вчера…
Кто бы мог тогда подумать, что через годы и десятилетия эта высота станет известной всей стране, а подвиг сибиряков назовут бессмертным.
Ведя этот смертельный бой, группа сковала значительные силы противника, что дало возможность основным силам 718-го полка нанести врагу жестокий удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт. Утром 14 сентября 1943 года, когда бойцы 718-го стрелкового полка прорвались на высоту, перед ними предстала картина жестокого кровопролитного побоища.

Г. И. Лапин и К. Н. Власов
Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившийся через двадцать лет.
После войны М. Л. Матусовский «будет превращаться в гениального лирика»: очевидно, что фронт, тяжелое ранение, потери друзей, встречи с обычными солдатами, тяжело, трудно и честно делающими свою работу, что-то изменили в душе автора, и появился тонкий лирик.
Творчество поэта весьма обширно. Михаил Львович работал со многими композиторами и выступал в качестве автора слов к композициям, которые покорили сердца советской аудитории.
На стихи Матусовского созданы песни композиторами Дунаевским, Соловьевым-Седым, Хренниковым, Блантером, Пахмутовой, Цфасманом, Мокроусовым, Шаинским и др. Особенно много песен родилось в содружестве с Вениамином Баснером.
Песни Матусовского исполняли Леонид Утесов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина… Список можно продолжать и продолжать.
Композиции Михаила Львовича наполнены лиризмом, особенной доверительной атмосферой.
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда…
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда…
Долгое время эта песня была известна как «городской романс», а написана Матусовским в 1936 году!
Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера…
А эту песню художественный совет отверг — «вялая какая-то», предложили спеть Марку Бернесу — он рассмеялся: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка — то движется, то не движется?» Песню спел Владимир Трошин, и неожиданно радиокомитет завалили письмами с просьбами повторить песню про речку, «всю из лунного серебра»!
На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. «Подмосковные вечера» (автор музыки — В. Соловьев-Седой) были удостоены первой премии и Большой золотой медали. Песня сразу стала русской всемирной визитной карточкой, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи черные». «Подмосковные вечера» покорили планету, стали своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке — в ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». Так настал «звездный час» для Михаила Матусовского.
Не менее знаменитой и любимой стала песня «С чего начинается Родина». Поэт неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим. «С чего начинается Родина?» воспринимается как лирический монолог каждого, кто вырос на нашей земле, откуда бы он ни был родом и к какому поколению ни принадлежал.
Творчество поэта весьма обширно. Михаил Львович работал со многими композиторами и выступал в качестве автора слов к композициям, которые покорили сердца советской аудитории.
На стихи Матусовского созданы песни композиторами Дунаевским, Соловьевым-Седым, Хренниковым, Блантером, Пахмутовой, Цфасманом, Мокроусовым, Шаинским и др. Особенно много песен родилось в содружестве с Вениамином Баснером.
Песни Матусовского исполняли Леонид Утесов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина… Список можно продолжать и продолжать.
Композиции Михаила Львовича наполнены лиризмом, особенной доверительной атмосферой.
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда…
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда…
Долгое время эта песня была известна как «городской романс», а написана Матусовским в 1936 году!
Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра;
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера…
А эту песню художественный совет отверг — «вялая какая-то», предложили спеть Марку Бернесу — он рассмеялся: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка — то движется, то не движется?» Песню спел Владимир Трошин, и неожиданно радиокомитет завалили письмами с просьбами повторить песню про речку, «всю из лунного серебра»!
На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. «Подмосковные вечера» (автор музыки — В. Соловьев-Седой) были удостоены первой премии и Большой золотой медали. Песня сразу стала русской всемирной визитной карточкой, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи черные». «Подмосковные вечера» покорили планету, стали своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке — в ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». Так настал «звездный час» для Михаила Матусовского.
Не менее знаменитой и любимой стала песня «С чего начинается Родина». Поэт неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим. «С чего начинается Родина?» воспринимается как лирический монолог каждого, кто вырос на нашей земле, откуда бы он ни был родом и к какому поколению ни принадлежал.

Поэт с композитором М. Фрадкиным
Среди послевоенных сборников произведений Матусовского следует отметить следующие: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951); поэмы «Суздальские сказания» (части 1−3, 1970−1979), «Голоса Равенсбрюка» (1979); автобиографическая повесть «Семейный альбом» (1978−1979).
НЕМНОГО О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОЭТА
Особую роль в жизни Михаила Матусовского сыграла его супруга Евгения Акимовна. Она посвятила мужу всю жизнь, даже в годы войны умудрилась быть с ним рядом. Супруги вместе делали газету Северо-Западного фронта «За Родину!».
НЕМНОГО О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ПОЭТА
Особую роль в жизни Михаила Матусовского сыграла его супруга Евгения Акимовна. Она посвятила мужу всю жизнь, даже в годы войны умудрилась быть с ним рядом. Супруги вместе делали газету Северо-Западного фронта «За Родину!».
«Нас с Мишей познакомил редактор газеты "За Родину!" Николай Кружков. Кружков и моя подруга любили друг друга. Они попросили разрешения жить в московской квартире моих родителей. В один из дней Кружков сказал: "Женя, сегодня приедет мой товарищ с фронта, корреспондент нашей газеты". Прихожу и вижу: в моей квартире сидит молодой человек. Только-только с фронта, грязный, замызганный, усталый… Это и был Михаил Матусовский. Он показался мне очень симпатичным и милым… Приехал всего на 4 дня… Роман завязался сразу. С фронта Миша прислал мне свою фотографию со стихами:
Среди тишины московской ночи
И вокзальной сутолоки дня
Не забудьте, я прошу вас очень,
Вспоминайте изредка меня.
Жил на этом белом свете
Полюбивший сразу и навек
Очень добрый, очень неуклюжий,
В сущности, хороший человек.
В этих стихах — вся его характеристика… Миша без конца звонил мне с фронта. Командующий в итоге сказал: "Этот майор, который работает в газете «За Родину!», все время звонит своей любимой. Пусть она уже приезжает на фронт, и они освободят телефон"».

В этом союзе родилась дочь — Елена, получившая образование искусствоведа, трудилась в творческой сфере — рисовала картины, писала стихи, получила степень кандидата культурологии. Скончалась от рака, оставив сына.
Дочь Ирина трудится врачом. Внучка — Женя Гершман — известная художница.
Умер Михаил Львович в 1990 г. Похоронен на Кунцевском кладбище рядом с дочерью Еленой.
Дочь Ирина трудится врачом. Внучка — Женя Гершман — известная художница.
Умер Михаил Львович в 1990 г. Похоронен на Кунцевском кладбище рядом с дочерью Еленой.

Памятник поэту в Луганске (2007 г., архитектор В. В. Женеску, скульптор Е. Ф. Чумак)
Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле государственного института культуры и искусств 15 сентября 2007 г. Фонарный столб, изрезанный надписями с установленным на нем громкоговорителем, символизирует военное время, на которое пришлось творчество Михаила Львовича. Сам поэт как будто замер на мгновение, сочиняя новую строку. Возле памятника всегда лежат цветы.
Установлена памятная доска и в Москве на доме, где в последние годы проживал поэт.
В Музее истории и культуры города Луганска находится уникальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Михаила Матусовского. В ней экспонируется рабочий кабинет, библиотека, личные вещи Михаила Львовича, поступившие по дарственному завещанию жены Матусовского.
В Луганске стало традицией проводить научные конференции, литературные конкурсы, концерты, фестивали песен, посвященные М. Матусовскому. А Межрегиональным союзом писателей учреждена литературная премия им. Михаила Матусовского для русскоязычных поэтов.
Установлена памятная доска и в Москве на доме, где в последние годы проживал поэт.
В Музее истории и культуры города Луганска находится уникальная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Михаила Матусовского. В ней экспонируется рабочий кабинет, библиотека, личные вещи Михаила Львовича, поступившие по дарственному завещанию жены Матусовского.
В Луганске стало традицией проводить научные конференции, литературные конкурсы, концерты, фестивали песен, посвященные М. Матусовскому. А Межрегиональным союзом писателей учреждена литературная премия им. Михаила Матусовского для русскоязычных поэтов.

Минули годы… Нет поэта, не стало и той великой страны, которую он воспевал. Но нам осталось его бесценное творческое наследие — песни, которые на фоне современных выглядят как прекрасные и величественные «жар-птицы». Это Песни, живущие в вечности, ставшие, по сути, народными. Может ли быть бóльшая награда для поэта?
Только великий мастер может быть удивительно современным вне времени…
Только великий мастер может быть удивительно современным вне времени…
«Пока живут на свете люди, встречающие ранние рассветы, собирающие в поле цветы, влюбляющиеся и назначающие друг другу свидания, склоняющиеся над колыбелью и отмечающие серебряные свадьбы, — будут на земле существовать и песни».
М. Матусовский
ВСПОМИНАЕМ, ЧИТАЕМ И ПОЕМ
- Песни Михаила Матусовского. – Текст : электронный // Советская музыка : сайт. – URL: http://sovmusic.ru/person_list.php?idperson=6&part=2 (дата обращения: 12.07.2025).
- Михаил Матусовский. – Текст : электронный // Биограф : сайт. – URL: https://biographe.ruhttps://biographe.ru/uchenie/mikhail-matusovskij (дата обращения: 12.07.2025).
- Талантливый русский поэт Михаил Матусовский родился и вырос в обычной еврейской семье. – Текст : электронный // Дзен : [яндекс-платформа]. – URL: https://dzen.ru/a/ZWYDHYjP_HqPBwzX (дата обращения: 12.07.2025).
- Шикова, Т. «Я песне отдал все сполна…» / Т. Шикова (Коротеева). – Текст : электронный // Одноклассники.ру : соц. сеть. – URL: https://m.ok.ru/group/52105464184920/topic/156099147084632 (дата обращения: 12.07.2025).
ЭТИ И ДРУГИЕ СБОРНИКИ СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЕСЕН М. Л. МАТУСОВСКОГО МОЖНО ПОЧИТАТЬ В НАШИХ БИБЛИОТЕКАХ
- Матусовский, М. Л. Стихотворения; Песни: поэзия / М. Л. Матусовский. – Москва : Художественная литература, 1986. – 406 с. – (Библиотека советской поэзии).
- Матусовский, М. Л. Избранные произведения : в 2 т. / Михаил Матусовский. – Москва : Художественная литература, 1982. Т. 1: Стихотворения. Поэмы. Песни. Т. 2: Семейный альбом.
Фотографии взяты из открытых источников
Ждем ваших отзывов, вопросов и мнений в нашей группе ВКонтакте vk.com/bagova_nsk
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой