ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

Информационный проект «КНИЖНЫЕ МИРЫ. ВЕКОВЫЕ ЮБИЛЕИ» | 2. Юрий Васильевич Бондарев (1924–2020)

К 100-летию со дня рождения

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА И ПИСАТЕЛЯ

Начиная наше повествование, отметим, что заголовок заимствован из ряда статей и интервью об этом человеке. Тем самым мы хотели подчеркнуть, что присвоенный «статус» — это общественное мнение, а не сугубо наше.
Чем импонирует нам Юрий Васильевич Бондарев? Своей твердой гражданской позицией: «Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны». И он делал…

А еще, как творческий человек и фронтовик, он четко определил свою общественную роль: «Нам суждено было рассказать правду, принесенную оттуда… Правду тех, кто уцелел, кто был на передовой и знал, что такое один сухарь на троих, что такое холод железа в руках…».
Многие из нас познакомились с писателем, увидев зрелищный фильм-эпопею «Освобождение» (Бондарев был одним из трех авторов сценария). Зрителей ошеломили широкоформатные панорамы битв, снятые с максимально возможной достоверностью, полное перевоплощение в образы солдат и офицеров Красной армии артистов-кинозвезд Николая Олялина, Михаила Ульянова, Михаила Ножкина, Сергея Никоненко и других. Картину посмотрели во многих странах 350 миллионов зрителей!

Сразу за «Освобождением» последовал фильм «Горячий снег». Любимой народом стала одна из финальных сцен, когда генерал в исполнении Георгия Жженова вручает прямо среди развороченных взрывами окопов нескольким уцелевшим артиллеристам награды со словами «Все, что могу…».

В 1975 году выходит в свет роман «Берег», ставший бестселлером на Западе, а у нас книгой, которую стремились прочитать все…
Имя Бондарева хорошо известно читающей России, и тем не менее, в год столетия со дня его рождения, до которого он не дожил всего четыре года, поразмышлять о творчестве этого выдающегося писателя, о нем самом как о незаурядной личности, гражданине, мыслителе все же необходимо.

* * *

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске (Оренбургская губерния, ныне — Оренбургская область). Учился в самой обычной школе, любил книги, но самой большой его мечтой было море. Он зачитывался романами Д. Лондона и представлял, как будет путешествовать на собственном корабле. Однако учитель, разглядевший в мальчике писательский талант, всячески содействовал его развитию: Юрий вместе с одноклассниками издавал рукописный литературный журнал, в котором размещались сочиненные ими рассказы и стихи. Но и мечту о море молодой человек постепенно делал реальностью: он состоял в спортивном обществе «Водник» и на Клязьминском водохранилище (Московская область) обучался управлению гоночным швертботом, занимался тяжелой атлетикой и гимнастикой.

Но, как и у многих в то время, надежды на реализацию задуманного рухнули из-за начавшейся войны. Летом 1941 года в качестве добровольца Юрий занимался обустройством окопов под Смоленском. Затем направился в Актюбинскую область Казахской ССР (ныне — Республика Казахстан), где в эвакуации находились его мать, брат и сестра. Работал в колхозе, был забойщиком и откатчиком на угольной шахте, преподавал военную подготовку в средней школе села Вознесеновка (Мартукский район Актюбинской обл.).

В марте 1942 года Ю. В. Бондарев был призван на военную службу, проходил учебу во 2-м Бердичевском пехотном училище, передислоцированном в Актюбинск. Завершив ускоренный курс и получив звание сержанта, в октябре 1942 года направлен в военно-формировочный лагерь под Тамбов, оттуда — в составе 2-й гвардейской армии — на Сталинградский фронт, где командовал минометным расчетом. Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева. В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии.

Был дважды ранен. После выздоровления его направили в Чкаловское артиллерийское училище. Ю. Бондарев хотел стать профессиональным военным, проучился год, но не прошел очередную медкомиссию и был комиссован в звании младшего лейтенанта.
Вернувшись в столицу, Бондарев некоторое время учился на шоферских курсах и на подготовительном отделении Московского авиационно-технологического института, но в 1946 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. Константин Паустовский, прочитав его рассказ «Поздним вечером», был восхищен талантом молодого человека и рекомендовал зачислить его без вступительных экзаменов. Будучи студентом третьего курса (1949), начал печататься в журналах, в 1951 году был принят в Союз писателей СССР.

В 1953 году в московском издательстве «Советский писатель» выпустил первый сборник рассказов — «На большой реке».Дебютом Юрия Бондарева в области крупных прозаических форм стала военная повесть «Юность командиров» (1956). Широкую известность ему принесли произведения, посвященные темам войны и послевоенной жизни: повесть «Батальоны просят огня» (1957), романы «Тишина» (1962) и «Двое» (1964).
Тема войны стала основной в его творчестве. «Все, что мною написано о войне — это искупление долга перед теми, кто не вернулся…» — говорил Юрий Васильевич о причине выбора такого направления. Его произведения обрели феноменальную известность, и главная причина этому — искренность, с которой писатель описывал происходящие события. Повести Юрия Бондарева стали вершиной батального жанра. Их называют истинной «окопной правдой».

Особенно дорог писателю был «Горячий снег» (1970), потому что это Сталинград, а герои романа — артиллеристы. Роман «Горячий снег» — одно из достоверных произведений, написанных о войне, о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Пронзительный «Горячий снег» — произведение, где каждую секунду понимаешь, из чего состоит подвиг, где с героями проживаешь ад войны. Здесь нет передышек и лирических отступлений.

В 1972 году по мотивам романа был создан одноименный фильм. События, происходящие в фильме, захватывают, закручивают в столь крутой жизненный водоворот, что будто вдруг исчезает экран, и ты сам становишься участником событий. А вот малоизвестный факт об известном фильме — Коченевский район Новосибирской области на четыре месяца стал главной площадкой для съемок киноленты.
По словам местных жителей, в селе Прокудском солдаты соорудили осенью 1971 года в несколько рядов окопы и траншеи, из Москвы привезли на съемки пиротехнику и военные машины: 16 пушек, 40 танков Т-34, которые «сыграли» в фильме роль немецких «тигров» (в Прокудском их обшили фанерой и перекрасили). По железной дороге в Новосибирск привезли и конный батальон «Мосфильма»: тридцать специально обученных лошадей. Многое нашлось и на месте. С резервных складов Сибирского военного округа для съемок взяли стрелковое оружие времен войны: автоматы и ручные пулеметы, а также овчинные тулупы и валенки.

Пойма реки Чик оказалась очень похожа на Мышкову Волгоградской области (ранее Сталинградская область), а Шиловский полигон стал идеальной киноплощадкой.

Командование армии, военные консультанты и военнослужащие Сибирского военного округа были участниками киносъемок. Спецэффекты использовали живые, не рисованные. На съемочной площадке стреляли боевыми патронами. Учиться военному делу приходилось прямо на месте и звездам советского кино, и начинающим артистам. В фильме сыграли четыре профессиональных новосибирских актера, в том числе единственную женскую роль санинструктора Тани (Тамара Седельникова).

Работали в суровых условиях сибирской зимы, в сильный мороз, какой был и в 1942 году. Но съемки не прекращали ни на один день. «Было минус сорок, очень сильный ветер. Мы обморозили лица, руки, ноги. Гримеры плакали потому, что приходилось накладывать грим на лица, которые были сильно обожжены морозом. Так что снег был для нас, действительно, горячим», — вспоминал актер Борис Токарев.

А в конце марта морозная зима резко сменилась оттепелью, и съемочная группа приняла решение возвращаться в столицу. Работу над картиной закончили на полигоне Алабино под Москвой, а осенью 1972 года кино показали зрителям-фронтовикам. После просмотра победители вставали и благодарили съемочную группу за правду, самоотверженность и память о подвиге, которую сохранит фильм «Горячий снег».

«Военные фильмы в Советском Союзе снимали про людей, а не про боевые действия, не про танки, пушки или пулеметы, не про то, как самолеты падают и так далее. Снимали про людей, про взаимоотношения. Самое интересное в фильме — это мальчишки, которые после боя становятся настоящими мужчинами, настоящими воинами», — рассказывал актер Борис Токарев.
Среди основных работ Бондарева в1970−1980-х годах: романы «Берег» (1975), «Выбор» (1981) и «Игра» (1985), отражающие нравственно-философские стороны жизни советской интеллигенции, а также цикл рассказов-размышлений «Мгновения» (1977). Проза Юрия Бондарева переведена на 70 языков, в т. ч. на английский, французский, немецкий, японский, китайский, арабский, хинди.
В 1990-е годы вышли романы «Искушение» (1992), «Непротивление» (1996) и «Бермудский треугольник» (1999). Последний роман — «Без милосердия» — был издан в 2004 году. Публицистические работы Юрия Бондарева входят в сборники: «Взгляд в биографию» (1971), «Поиск истины» (1976), «Хранители ценностей» (1987), «Диалоги о формулах и красоте» (1990).

По сценариям и литературным произведения Юрия Васильевича были сняты художественные фильмы: «Последние залпы» (1960, режиссер Леон Сааков), «49 дней» (1962, Генрих Габай), «Тишина» (1963, Владимир Басов; 1992, Ольгерд Воронцов), «Освобождение» (1968−1971, Юрий Озеров), «Горячий снег» (1972, Гавриил Егиазаров), «Берег» (1983, Александр Алов и Владимир Наумов), «Батальоны просят огня» (1985, Владимир Чеботарев и Александр Боголюбов), «Выбор» (1987, Владимир Наумов), «Трагедия века» (1993, Юрий Озеров).
Бондарева всегда интересовал человек, живущий в реальной действительности. Потому и выработался у него с годами свой целостный взгляд на мир и человека в нем. И человека отнюдь не обыденного и неприметного, а способного на решительные и ответственные действия, каким был сам писатель. Юрий Бондарев всегда был общественно активен. С 1967 года он избирался членом правления Союза писателей СССР, а в 1991—1994 годах являлся председателем правления Союза писателей России. В разное время входил в состав редколлегий «Литературной газеты», журналов «Роман-газета», «Мир образования — образование в мире», «Наше наследие» и др. Юрий Васильевич был членом общественного совета журнала «Наш современник» и членом Союза кинематографистов России.

Его избирали депутатом Верховного Совета СССР, заместителем председателя Совета национальностей (1984−1989). В конце 1980-х — начале 1990-х годов писатель входил в несколько организаций и движений национальной и патриотической направленности («Единение», «Славянский собор России», «Русский национальный собор», «Духовное наследие»).

Очень тяжело, как гражданин великой страны СССР, переживал перестройку. С годами, критично оценивая действительность, сопереживая вместе с народом все тяготы, горе и невзгоды, голос писателя стал звучать жестко и непоколебимо. Он выступал против перестройки, «очернения» советской истории и развала страны с трибун Верховного Совета СССР и XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС. В 1991 году участвовал в подготовке совместного заявления «Слово к народу» — обращение деятелей культуры с призывом спасти страну и остановить ее распад (подписано Геннадием Зюгановым, Людмилой Зыкиной, Александром Прохановым, Валентином Распутиным, Вячеславом Клыковым, Валентином Варенниковым, Василием Стародубцевым и др., опубликовано в газете «Советская Россия» 23 июля 1991 года.

Протестное чувство Бондарева распространилось и на первого Президента России Бориса Ельцина. В 1994 году Юрию Васильевичу был присвоен орден Дружбы народов, однако писатель отказался принять награду. В телеграмме, направленной президенту России Борису Ельцину, он отметил, что «это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Для Бондарева началось «время тишины», но не забвения. Юрий Васильевич стал активным публицистом, пытающимся не только изложить, но и обосновать свои взгляды и убеждения. Например, молодежь конца 1990-х — начала 2000-х он считал потерянной, так как она все чаще смотрит на Запад и пытается строить ту, «чужую», жизнь. Русский язык перестал быть высоким достоянием народа и сильно упростился. Также он писал о тенденциях в современном обществе: о падении нравственности, безразличии людей по отношению друг другу, беспринципности, пошлости и цинизме. Размышлял и про мнимых «звезд», раскрученных СМИ, которые только разлагают народ. О разрушении русской школы…

В последние годы Юрий Бондарев публично выражал поддержку Президенту России В. В. Путину, одобрял действия России в отношении Крыма и Украины. Он надеялся, что начался процесс возрождения страны, при этом по-прежнему отмечал, что либерально-демократические «реформы» убили тысячи предприятий и производство, сельское хозяйство и деревню.

Верность своим взглядам на протяжении десятков лет, при смене политических курсов, лидеров и идеологий, не могут не вызывать уважения даже у тех, кто с этими взглядами не согласен. Складывается впечатление, что Бондарев всегда оставался «на фронте», всегда ощущал себя «командиром батареи», противостоящей напастям, злу, разрушениям.

* * *

Юрий Васильевич умер 29 марта 2020 года. До самого последнего дня жизни писатель оставался неравнодушным к происходящим событиям в стране, твердо отстаивал свою позицию и не шел на компромиссы со своей совестью. Он верил в победу справедливости, добра и любви, в нашу новую победу ради высокой цели.
Приглашаем в библиотеку, где для вас, уважаемые читатели, нашими специалистами подготовлена выставка произведений Ю. В. БОНДАРЕВА
Рекомендуем также посмотреть документальный фильм Андрея Гречихи «Мгновения Юрия Бондарева» (2009), посвященный жизни и творчеству писателя.

Предлагаем пересмотреть и художественные фильмы, снятые по произведениям Юрия Васильевича. Они никого не оставляют равнодушными.

ИСТОЧНИКИ

  1. Оберемко, В. Юрий Бондарев: «Мы мыслили несколько иначе» / В.Оберемко. – Текст : электронный // Аргументы и Факты : [сайт]. – URL: https://aif.ru/culture/person/yuriy_bondarev_my_myslili_neskolko_inache (дата обращения: 12.03.2024).
  2. Самсонов, А. Юрий Бондарев. Памяти великого русского человека и писателя / А. Самсонов. – Текст : электронный // Военное обозрение : [сайт]. – URL: https://topwar.ru/169614-pamjati-velikogo-russkogo-cheloveka-i-pisatelja.html (дата обращения: 12.03.2024).
  3. Шандурова, А. «Вести» узнали историю съёмок фильма «Горячий снег» под Новосибирском / А. Шандурова. – Текст : электронный // Вести-Новосибирск : [сайт]. – URL: https://www.nsktv.ru/news/kultura_i_iskusstvo/vesti_uznali_istoriyu_syemok_filma_goryachiy_sneg_v_novosibirske/ (дата обращения: 12.03.2024).

Фотографии взяты из открытого источника
https://biographe.ru/znamenitosti/yuriy-bondarev/?gallery=photo&id=6

Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
Инфо-проекты
Made on
Tilda