К ДНЮ СИБИРИ
В ПАМЯТЬ О ДОСТОЙНЫХ СИБИРЯКАХ
2 ноября 1933 года, 90 лет тому назад, во французском городе Ницца в возрасте 84 лет ушел из жизни иркутский купец и золотопромышленник, исследователь Сибири и меценат Александр Михайлович Сибиряков. Но наши соотечественники еще долгое время не знали об этом факте.
На протяжении почти полувека Сибиряков практически в одиночку финансировал международные полярные экспедиции, постройки кораблей, портов, дорог, твердо веря в то, что регулярная северная навигация не только возможна, но и выгодна России.
Он сам совершил немало самостоятельных арктических и таежных экспедиций для того, чтобы найти короткую дорогу из Сибири в страны Азии и Европы. А вот его собственный путь затерялся в конце XIX века…
Родился Александр Сибиряков 8 октября 1849 года в городе Иркутске. Он принадлежал к одному из самых древних, богатых и влиятельных сибирских родов. Шесть поколений купцов Сибиряковых передавали по наследству и приумножали свой капитал, став к середине XIX века промышленниками-золотодобытчиками.

Панорама города Иркутска с колокольни Тихвинской церкви. 1865 год
Отец Михаил Александрович был известным и уважаемым человеком в городе Иркутске. В конце своей жизни он владел золотыми приисками, заводами, пароходством и Бодайбинской железной дорогой, а его состояние оценивалось в 4 млн рублей. Он не жалел денег на благотворительность и на образование своих детей. Его дочери Ольга, Антонина и Анна окончили Девичий институт в Иркутске, сыновья Иннокентий и Константин учились в столичных университетах, а вот Александра, подающего большие надежды, после окончания Иркутской гимназии отец отправил за границу в Швейцарию для учебы в Цюрихском университете.
Когда в 1874 году, на 59-м году жизни, умирает отец, Александр на правах старшего сына становится главным наследником. Он получает свою долю участия в промышленной компании и в компании Ленско-Витимского пароходства. Золотые прииски почти до конца ХIХ века приносят Сибирякову стабильные доходы. Кроме того, он приобретает Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Александр молод, полон сил и желаний продолжать дело отца и в тоже время быть максимально полезным для своего Отечества.
Надо сказать, что предпринимательская деятельность, жажда накопительства не была для Сибирякова единственной целью. Он хотел, чтобы Сибирь не была оторванным от центральной части страны глубинным краем. Александром Сибиряковым владела идея развития Сибири путем устройства в ней дорог и каналов, а также морской торговли Сибирского региона с соседними странами. Поэтому, узнав про планы на экспедицию шведского исследователя Арктики Нильса Нордельшельда (1832–1901), которая могла бы доказать возможность прохода по северному морскому пути, Александр Михайлович, не задумываясь, решил принять в ней участие.
Когда в 1874 году, на 59-м году жизни, умирает отец, Александр на правах старшего сына становится главным наследником. Он получает свою долю участия в промышленной компании и в компании Ленско-Витимского пароходства. Золотые прииски почти до конца ХIХ века приносят Сибирякову стабильные доходы. Кроме того, он приобретает Александро-Невский стекольный завод и писчебумажную фабрику. Александр молод, полон сил и желаний продолжать дело отца и в тоже время быть максимально полезным для своего Отечества.
Надо сказать, что предпринимательская деятельность, жажда накопительства не была для Сибирякова единственной целью. Он хотел, чтобы Сибирь не была оторванным от центральной части страны глубинным краем. Александром Сибиряковым владела идея развития Сибири путем устройства в ней дорог и каналов, а также морской торговли Сибирского региона с соседними странами. Поэтому, узнав про планы на экспедицию шведского исследователя Арктики Нильса Нордельшельда (1832–1901), которая могла бы доказать возможность прохода по северному морскому пути, Александр Михайлович, не задумываясь, решил принять в ней участие.

Интересно, что Сибиряков даже не встречался с Норденшельдом лично, когда согласился финансировать его предприятие. Александр Михайлович взял на себя 40% расходов, остальную часть оплатили король Норвегии Оскар II и шведский предприниматель Оскар Диксон (1823–1897). Экспедиция не смогла пройти весь Северный морской путь за одну навигацию. Судно «Вега» окончательно сковали льды за 200 км до места назначения.
Первым на помощь снова пришел Сибиряков. Он построил судно, направил экспедицию, но сам надолго застрял в северных льдах, так и не добравшись до корабля Нордельшельда. На следующий год, в 1880-м, «Вега» вернулась в Стокгольм самостоятельно. На одной из площадей Стокгольма была установлена огромная стела в честь этого события, а 24 апреля ежегодно проходит национальный праздник, во время которого вспоминают не только Норденшельда, но и тех, кто финансировал его экспедицию, в том числе иркутянина Александра Сибирякова. Уже в Европе Норденшельд и Сибиряков впервые увидели друг друга и остались друзьями на всю жизнь.
Первым на помощь снова пришел Сибиряков. Он построил судно, направил экспедицию, но сам надолго застрял в северных льдах, так и не добравшись до корабля Нордельшельда. На следующий год, в 1880-м, «Вега» вернулась в Стокгольм самостоятельно. На одной из площадей Стокгольма была установлена огромная стела в честь этого события, а 24 апреля ежегодно проходит национальный праздник, во время которого вспоминают не только Норденшельда, но и тех, кто финансировал его экспедицию, в том числе иркутянина Александра Сибирякова. Уже в Европе Норденшельд и Сибиряков впервые увидели друг друга и остались друзьями на всю жизнь.

В 1880-е годы Сибиряков исследует устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура, побережья Карского и Охотского морей, сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири. Затем предпринимает ряд попыток пройти на пароходе «Оскар Диксон» через Карское море к Енисею, но терпит неудачу.
В результате Сибиряков решает «остановиться на реке Печоре» и установить связь Сибири с Европой по этой водной артерии. Кроме того, он строит дорогу, получившую в дальнейшем название Сибиряковский тракт. По нему организуется вывоз сибирских грузов в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию и Данию. Для Печорского края, население которого часто страдало от голода, эта дорога стала спасением. Дорога втрое снизила цены на хлеб в крае в 1887 году. Жители называли Сибирякова «благодетелем всего Печорского края».
Александр Михайлович пишет статьи, отчеты о результатах своих путешествий и постоянно пытается пробудить интерес высоких чинов государства к нуждам сибирского региона. Не получив отклика и поддержки, он финансирует свои проекты самостоятельно. Еще одним важным этапом в осуществлении задуманного Сибиряковым стала работа по улучшению условий судоходства на Ангаре. Он получает привилегию для организации буксирного пароходства в порожистой части Ангары сроком на пять лет.
Александр Сибиряков верит в свои силы и в то, что он может справиться с непредсказуемой в плане водного рельефа рекой. В 1888 году на Ангаре начинают взрывать пороги, однако преодолеть самый порожистый участок Ангары так и не удастся. Сибиряков ликвидирует свое предприятие, истратив к тому времени более миллиона рублей.
В 1890 году Сибиряков финансирует еще одну иностранную экспедицию. Французский географ Шарль Рабо (1856–1944) отправляется изучать российский север от верховьев Печоры через Уральские горы и дальше по реке Обь к Тобольску. За поддержку этой экспедиции французское правительство наградило Сибирякова орденом «Академической пальмовой ветви» — одной из самых почетных наград Франции.
В результате Сибиряков решает «остановиться на реке Печоре» и установить связь Сибири с Европой по этой водной артерии. Кроме того, он строит дорогу, получившую в дальнейшем название Сибиряковский тракт. По нему организуется вывоз сибирских грузов в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию и Данию. Для Печорского края, население которого часто страдало от голода, эта дорога стала спасением. Дорога втрое снизила цены на хлеб в крае в 1887 году. Жители называли Сибирякова «благодетелем всего Печорского края».
Александр Михайлович пишет статьи, отчеты о результатах своих путешествий и постоянно пытается пробудить интерес высоких чинов государства к нуждам сибирского региона. Не получив отклика и поддержки, он финансирует свои проекты самостоятельно. Еще одним важным этапом в осуществлении задуманного Сибиряковым стала работа по улучшению условий судоходства на Ангаре. Он получает привилегию для организации буксирного пароходства в порожистой части Ангары сроком на пять лет.
Александр Сибиряков верит в свои силы и в то, что он может справиться с непредсказуемой в плане водного рельефа рекой. В 1888 году на Ангаре начинают взрывать пороги, однако преодолеть самый порожистый участок Ангары так и не удастся. Сибиряков ликвидирует свое предприятие, истратив к тому времени более миллиона рублей.
В 1890 году Сибиряков финансирует еще одну иностранную экспедицию. Французский географ Шарль Рабо (1856–1944) отправляется изучать российский север от верховьев Печоры через Уральские горы и дальше по реке Обь к Тобольску. За поддержку этой экспедиции французское правительство наградило Сибирякова орденом «Академической пальмовой ветви» — одной из самых почетных наград Франции.

Портрет А. М. Сибирякова. 1885 г. Александр Михайлович изображен на портрете с орденом Полярной звезды
Проблемы путей сообщения в Сибири и связи ее с другими странами волновали Александра Михайловича многие годы. Он посвятил им две книги и около 30 статей, опубликованных в 1881–1914 годах, главным образом, в томской газете «Сибирская жизнь».
Интересовали его и нужды своего родного города Иркутска. Значительные средства Александр Сибиряков потратил на строительство и благоустройство церквей. В Иркутске, в Ремесленной слободе, он построил храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, сохранившийся до сих пор.
Интересовали его и нужды своего родного города Иркутска. Значительные средства Александр Сибиряков потратил на строительство и благоустройство церквей. В Иркутске, в Ремесленной слободе, он построил храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, сохранившийся до сих пор.

В Вознесенском монастыре благоустроил главный храм, подарил землю для строительства богадельни для вдов и сирот духовного звания.
Он пожертвовал 800 тысяч рублей на создание и содержание четырех начальных училищ. Город оценил заслуги Сибирякова, присвоив ему в 1893 году звание почетного гражданина Иркутска.
В начале ХХ века Александр Сибиряков отошел от активной предпринимательской и благотворительной деятельности, его финансовое положение стало ухудшаться. Миллионные затраты на финансирование морских экспедиций, освоение северных территорий, работы на Ангаре, частые пожертвования сильно сократили состояние.
Он уезжает из своего родного города, предположительно, к брату Константину в город Батуми. Со временем его след теряется, и в Иркутске ходят слухи, что купца Сибирякова уже нет в живых. На самом деле, после смерти в Грузии в 1908 году брата Александр Михайлович принимает решение покинуть Россию. Он живет в Париже, Цюрихе, Ницце, практически без средств.
В 1920 году в Швеции отмечали очередной юбилей возвращения легендарной «Веги» из плавания. Географическое общество готовило награды, и для их вручения стали разыскивать Сибирякова. Шведский консул нашел его в Ницце. Александр Михайлович Сибиряков, представитель знатного рода, крупнейший сибирский меценат и филантроп, жил в глубокой бедности уже не в одном из своих домов, а в маленьком частном пансионе.
Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме, шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3 000 крон ежегодно. Чтобы снова не потерять старика, было условлено, что Александр Михайлович будет путешествовать по Европе и посылать открытки в Швецию. Эти путешествия, несомненно, скрасили последние годы жизни сибирского предпринимателя.
В 1932 году имя Александра Сибирякова еще раз вызовет интерес мировой общественности, а бывший купец и известный меценат узнает об этом из местных французских газет. Речь идет о пароходе, названном в честь Александра Михайловича. Этот корабль был построен в 1908 году в Глазго и назван «Беллавенчур», в 1914 году Россия покупает его, присвоив новое имя, тем самым увековечив заслуги Александра Сибирякова. Корабль приписывают Архангельску и направляют на тюленьи промыслы в Белое море. В 1932 году «Александр Сибиряков» совершает героическое плавание по Североморскому пути за одну навигацию, о чем всю жизнь мечтал живший в то время в Ницце Сибиряков.
Он пожертвовал 800 тысяч рублей на создание и содержание четырех начальных училищ. Город оценил заслуги Сибирякова, присвоив ему в 1893 году звание почетного гражданина Иркутска.
В начале ХХ века Александр Сибиряков отошел от активной предпринимательской и благотворительной деятельности, его финансовое положение стало ухудшаться. Миллионные затраты на финансирование морских экспедиций, освоение северных территорий, работы на Ангаре, частые пожертвования сильно сократили состояние.
Он уезжает из своего родного города, предположительно, к брату Константину в город Батуми. Со временем его след теряется, и в Иркутске ходят слухи, что купца Сибирякова уже нет в живых. На самом деле, после смерти в Грузии в 1908 году брата Александр Михайлович принимает решение покинуть Россию. Он живет в Париже, Цюрихе, Ницце, практически без средств.
В 1920 году в Швеции отмечали очередной юбилей возвращения легендарной «Веги» из плавания. Географическое общество готовило награды, и для их вручения стали разыскивать Сибирякова. Шведский консул нашел его в Ницце. Александр Михайлович Сибиряков, представитель знатного рода, крупнейший сибирский меценат и филантроп, жил в глубокой бедности уже не в одном из своих домов, а в маленьком частном пансионе.
Благодаря усилиям консула и председателя Географического общества в Стокгольме, шведское правительство в 1921 году назначило Сибирякову пожизненную пенсию в размере 3 000 крон ежегодно. Чтобы снова не потерять старика, было условлено, что Александр Михайлович будет путешествовать по Европе и посылать открытки в Швецию. Эти путешествия, несомненно, скрасили последние годы жизни сибирского предпринимателя.
В 1932 году имя Александра Сибирякова еще раз вызовет интерес мировой общественности, а бывший купец и известный меценат узнает об этом из местных французских газет. Речь идет о пароходе, названном в честь Александра Михайловича. Этот корабль был построен в 1908 году в Глазго и назван «Беллавенчур», в 1914 году Россия покупает его, присвоив новое имя, тем самым увековечив заслуги Александра Сибирякова. Корабль приписывают Архангельску и направляют на тюленьи промыслы в Белое море. В 1932 году «Александр Сибиряков» совершает героическое плавание по Североморскому пути за одну навигацию, о чем всю жизнь мечтал живший в то время в Ницце Сибиряков.

«Александр Сибиряков» во время перехода из Архангельска во Владивосток. 1932 год
Чтобы завершить поход до начала зимы, сибиряковцам пришлось сжечь в топке парохода остатки угля, деревянные части корабля и поднять самодельные паруса, но они справились с задачей и смогли завершить свой путь за одну навигацию. За этим значимым событием следил весь мир.
В ноябре 1933 года в Ницце Сибиряков умер в возрасте 84 лет. Его похоронили на русском кладбище. Знаменитый меценат, промышленник и исследователь ушел из жизни вдали от Родины в полном одиночестве.
В ноябре 1933 года в Ницце Сибиряков умер в возрасте 84 лет. Его похоронили на русском кладбище. Знаменитый меценат, промышленник и исследователь ушел из жизни вдали от Родины в полном одиночестве.

Но имя его не забыто. В 1990 году было построено и вошло в состав Балтийского флота гидрографическое судно «Сибиряков», продолжающее исследовательскую деятельность сибирского мецената. В Иркутске в 1996 году был открыт музей имени А. М. Сибирякова.

Музей имени А. М. Сибирякова
В 2014 году одному из теплоходов на могучей сибирской реке Енисей было присвоено имя «Александр Сибиряков». В Москве в честь Александра Сибирякова названа улица в районе Свиблово. К сожалению, на сегодня нет достойной книги, фильма, повествующих об этом уникальном человеке, незаурядной личности, который мыслил масштабно, верил в будущее своей страны и пытался осуществить все свои начинания.
Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой
ИСТОЧНИКИ
- Нищий меценат. Жизнь и путь Александра Сибирякова : [докум. фильм] / авт. идеи и реж.Ю. Иванова, авт. сценария С. Крайнев ; текст читает В. Лаптев ; Рус. геогр. о-во. – 44:23 мин. – Фильм вышел в 2021 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
- Чуракова, О. В. «Его имя – достояние потомства». Александр Сибиряков: пароходы и человек / О. В. Чуракова. – Текст : электронный // GoArctic : [сайт]. – URL: https://goarctic.ru/news/ego-imya-dostoyanie-potomstva-aleksandr-sibiryakov-parokhody-i-chelovek-/ (дата обращения: 01.11.2023).
- Фейгина, А. Александр Михайлович Сибиряков – благотворитель и исследователь / А. Фейгина. – Текст : электронный // Храм Всех Преподобных отцев Киево-Печерских : [сайт].#nbsp– URL: https://lavravcheremushkah.ru/stati-i-publikatsii/avtorskie-stati/aleksandr-mikhaylovich-sibiryakov-blagotvoritel-i-issledovatel/ (дата обращения: 01.11.2023).