ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости библиотеки им. П. П. Бажова

СТАРАЯ «ДОБРАЯ» ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА


О жанре и его выдающемся представителе — Александре Беляеве.

В общем понимании НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА — это фантастика без сказочного и мистического, где строятся гипотезы о мире/мирах, не основанные на чудесах и потусторонних силах. В противном случае это — фэнтези или мистика с «техническим налетом». Фантастика — это когда совершаются межзвездные перелеты и путешествия во времени, устанавливается контакт с иными разумными цивилизациями Вселенной, люди становятся бессмертными и прекрасными…

А помните, с чего все начиналось? Автомобили ездят со скоростью 80 км в час, подводные лодки плавают в морях, подолгу не поднимаясь на поверхность, люди покоряют небо, кругосветные путешествия совершаются за 80 дней, а при строительстве домов используются металлические конструкции — фантастика! Новая эпоха великого французского писателя Ж. Верна (XIX век).

В России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром, являясь вплоть до последней трети ХХ века ведущим направлением. Среди самых известных наших фантастов — Александр Беляев, Иван Ефремов, братья Стругацкие, Владимир Обручев, Кир Булычёв и другие.

Нередко авторы фантастических произведений предсказывают появление научных и технических новинок, которые будут созданы, может быть, лишь через несколько десятилетий. Так, Иван Ефремов предсказал открытие алмазов в Якутии, а в известном романе «Гиперболоид инженера Гарина» (1933 г.) Алексей Николаевич Толстой предрек создание боевого лазера.

В традиционной фантастике принцип, по которому действует новое изобретение, либо смысл какого-то открытия объясняются достаточно подробно. Иногда остается сделать всего один-два логических шага, чтобы реализовать вымысел писателя. Поэтому ученые всегда ценили научную фантастику: она помогала нестандартно мыслить, учила ставить масштабные задачи. Читая научно-фантастическое произведение, исследователь находится как бы на тренажере, имитирующем настоящую науку.

В 2023 году исполняется 95 лет со дня публикации романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия» (1928)



Александр Романович БЕЛЯЕВ — советский писатель, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, автор многочисленных романов и рассказов. Среди них: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» и многие другие. Иногда его называют «российским Жюлем Верном». В его фантастических произведениях, написанных в начале ХХ века, можно найти огромное количество идей, которые при жизни писателя расценивались как фантастика, а сегодня — наша повседневность. Например, он описывал телевидение, выход человека в открытый космос, орбитальные станции, выращивание органов для человека, пластическую хирургию, радиолокатор и беспилотники…

Но все же хотелось немного рассказать вам о судьбе удивительного, сильного духом человека и писателя.

Родители Александра Беляева — Роман Петрович и Надежда Васильевна


А вот судьбу писателя счастливой не назовешь. Этому, действительно великому, писателю пришлось пережить столько трагедий и боли, с которыми справиться мог только очень мужественный человек.

Будущий пионер советской фантастики родился 4 марта (16 марта) 1884 г., в семье священника. Когда писатель был еще ребенком, от саркомы умерла сестра, позже утонул брат.

Александр Беляев в детстве и в юности


Мальчик рос очень любознательным. Он сам научился играть на скрипке и рояле, увлекался фотографией, изучал язык эсперанто, мастерил планер, прыгал с самодельным зонтом и парашютом, пытался взлетать с привязанными к рукам вениками… Один из таких экспериментов закончился серьезной травмой глаз, что стало причиной падения зрения, а в другой раз, во время «полета», Саша повредил спину.

В 1894 г. отец отдал его в духовное училище, потом в семинарию. Но священником Александр не стал. Напротив, вышел он оттуда убежденным атеистом и поступил работать в театр актером. В июне 1902 г. против воли отца поступил в юридический лицей в Ярославле. А в 1905 г. из-за революционных событий пришлось вернуться домой.

Александр Беляев. Смоленск. 1905 год

Смоленская любительская труппа под руководством А. Р. Беляева. Начало ХХ века


Вскоре умер отец писателя, и юноше пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он давал частные уроки, рисовал декорации для театра, играл в оркестре цирка, писал статьи для местных газет. В 1908 г. он все же окончил лицей, начал работать юристом, обзавелся клиентурой и стал зарабатывать.

Но творческая натура искала выхода: Александр организовал домашний театр, где выступал в роли режиссера, сценариста и актера. Однажды, во время гастролей столичной труппы в Смоленске, сам Станиславский пригласил Беляева заменить заболевшего актера, и говорили даже, что режиссер звал его в свою труппу, но тот отказался…

В это же время Беляев женится, но уже через два месяца жена его оставила, ушла к другому. В 1913 г. он вступил в брак с Верой Былинской, но тоже ненадолго: врачи диагностировали у Беляева туберкулез позвоночника, отказали ноги, и молодая жена сразу ушла, сказав, что она ухаживать за ним не собирается.

Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой. Шесть лет писатель был прикован к постели. Три из них он был закован в гипс. Но будущий писатель проявляет огромную силу воли — он самостоятельно изучает языки, медицину, биологию, технику, пишет стихи, читает любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского.

Именно тогда и родились многие идеи романов.


А в 1919 г. от голода умирает мать. Беляев лежал еще в гипсе, с высокой температурой. Он не смог даже проводить ее в последний путь… Только к 1922 г. Беляев смог сделать свои первые шаги за много лет. В доме отдыха для ученых и писателей в Гаспре ему заменили гипсовый корсет на целлулоидный, который станет его спутником до самого конца. Болезнь то отступала, то вновь возвращалась, укладывая писателя в постель…

Сильная воля не дала Беляеву пасть духом. Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете.

За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости. После того как Александр Романович встал на ноги, он, со свойственной ему природной энергетикой, включился в созидательный процесс. В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска. Способствует его возрождению и возникшее чувство к Маргарите Константиновне Магнушевской, работавшей в городской библиотеке. Вскоре они обвенчались.

Александр Беляев и его жена Маргарита Константиновна Беляева (Магнушевская)


Жизнь в Ялте оказалась невероятно трудной, поэтому Беляев с семьей переселяется в столицу, где писатель устраивается на работу по специальности — юрисконсультом. Также он вплотную занялся литературой, его рассказы в жанре научной фантастики публикуются в журналах «Знание — сила», «Вокруг света», «Всемирный следопыт». Именно на страницах последнего из них был напечатан рассказ под названием «Голова профессора Доуэля». Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом. Он писал, что медицина шагнула вперед, хирургия развивается быстрыми темпами, поэтому он решил переделать рассказ в роман, и, опираясь на научную основу, сделать произведение еще более фантастичным. Это произведение положило начало целой эпохе «фантастики Александра Беляева».

За три года им были созданы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», сборник рассказов.


Уважаемые читатели! Познакомиться с книгами Александра Беляева из собрания фонда, а также из электронной библиотеки ЛитРес, Вы можете, обратившись в библиотеки ЦБС (войти как гость)

И в семье писателя случилось два счастливых события: в 1925 г. родилась дочь Людмила, а в 1929 — дочь Светлана. Но период радости оказался недолгим. Судьба готовила писателю удар за ударом. В 1931 г. от менингита умирает Людочка. У Светы обнаружили рахит. Обостряется и его собственная болезнь.

Александр Беляев с семьей


Семья вынуждена переехать в более теплый климат. Они поселились в Киеве, но задержались там недолго. Бытовые неурядицы, проблемы с изданием книг вновь заставили семью вернуться в северную столицу.

Из воспоминаний Светланы Беляевой:
«Дело в том, что в конце двадцатых и начале тридцатых годов на Украине проходила жесткая украинизация… У отца возникли большие сложности с изданием. На русском языке рукописи не принимались. Украинского языка отец не знал, а отдавать свои произведения в перевод было слишком накладно. Правда, отец продолжал сотрудничать с издательствами Москвы и Ленинграда. Но из-за дальности расстояния, пересылки рукописей и переписки с редакторами задерживался гонорар, что отражалось на бюджете. И отец стал подумывать о возвращении в Ленинград… Уезжая из Киева, отец переделал поговорку „Язык до Киева доведет“ в поговорку „Язык из Киева выведет!“»

В 1930-е фантастику в СССР признали чуждым элементом для социалистического строя, и Беляева перестали печатать. А другое писать он не умел, да и не хотел. Жить стало не на что. Пришлось вновь искать средства к существованию. Однако писатель не сдается! Он уезжает в Мурманск, где нанимается на должность юрисконсульта Севтралтреста и одновременно сотрудничает в мурманских газетах. Осенью возвращается к семье в Пушкин, работает в ленинградских детских журналах «Чиж» и «Ёж». С 1939 г. для газеты «Большевистское слово» Беляев пишет статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове. В 1938 г. в журнале «Вокруг света» фрагментами и не в полном объеме публикуется его фантастический роман «Лаборатория Дубльвэ».

А автор снова в гипсе, как оказалось, на три года.

Депрессия и постоянная боль дают обратный результат: загнанный в угол творец написал роман о своих несбывшихся мечтах — о человеке, способном летать. В романе «Ариэль», вышедшем в свет в 1941 г., над главным героем ставят опыты с левитацией, и в результате он получает способность летать.

А автор почти недвижим, так как только что перенес операцию на позвоночнике.

Началась Великая Отечественная война. Физическое состояние Александра Романовича и преданность супруги стали причиной невозможности эвакуации, и они оказались в оккупации. Александр Беляев умер от голода и холода (исследователи установили примерную дату его смерти 6 января 1942 года). Жену и дочь фашисты угнали в Германию. Вернулись они в сорок пятом, и вскоре были сосланы в Сибирь, где провели 11 лет.

После возвращения в Пушкин сосед им передал каким-то чудом уцелевшие очки Беляева. На дужке была плотно навернута бумажка. Маргарита Константиновна осторожно развернула ее.

Там было написано: «Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

Беляев был похоронен в братской могиле. Место захоронения писателя достоверно не известно, хотя есть небольшой памятник рядом с могилой его жены.


Возвращаясь к творчеству А. Беляева, надо отметить, что за 16 лет им были написаны 17 романов и десятки повестей и рассказов, что делает Беляева самым плодотворным советским писателем, работавшим в жанре фантастики в первой половине XX века.

«Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы „Голова профессора Доуэля“ и „Человек-амфибия“. О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. <…> В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…»
Герберт Уэллс



СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ

В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений, хотя при жизни писателя его идеи часто расценивали как «научно несостоятельные» и «лишенные познавательного значения». Часть из них связана с освоением моря: подводные поселения и фермы, подводная съемка, ранцы-буксировщики для пловцов («Подводные земледельцы», «Чудесное око»).

Другая часть — с освоением космоса: пилотируемые космические полеты, выход в открытый космос, полет на Луну и орбитальные станции («Звезда КЭЦ», «Прыжок в ничто»).

Также предсказаны достижения в биологии и медицине: создание новых органов человека, сохранение жизнедеятельности изолированных органов, трансплантология, операции на хрусталике, пластическая хирургия, управление настроениями и действиями живого организма, регулирование роста через воздействие на эндокринную систему, препараты, снимающие утомление и стимулирующие умственную деятельность, замораживание как способ временно приостановить биологическое функционирование («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Человек, потерявший лицо» и др.).

Кроме этого: радиолокатор, интроскоп/интравизор («Борьба в эфире»), беспилотные летательные аппараты («Властелин мира»); микробиологическое производство («Вечный хлеб»), искусственная шаровая молния и другие.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

  • «Человек-амфибия» — советский художественный фильм, поставленный на студии «Ленфильм» режиссерами В. Чеботаревым и Г. Казанским по одноименному научно-фантастическому роману (1961 г.).
  • «Продавец воздуха» — черно-белый художественный фильм по одноименному научно-фантастическому роману (1967 г.).
  • «Завещание профессора Доуэля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» режиссером Л. Менакером по мотивам романа «Голова профессора Доуэля» (1984 г.).
  • «Остров погибших кораблей» — музыкальный телевизионный фильм, снятый по мотивам одноименного романа (1987 г.).
  • «Дожди в океане» — российский художественный фильм, драма по мотивам начальных глав романа «Остров погибших кораблей» (1994 г.).


Статья носит информационно-справочный характер и не является рекламой

Фотографии взяты из открытых источников:
https://www.culture.ru/persons/9510/aleksandr-belyaev
https://ru-sled.ru/serebryanyj-parus-fantastiki-aleksandra-belyaeva/
Статьи
Made on
Tilda