ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новосибирск. Азбука удивительного

ЛУНИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Л
Лунинская комсомольско-молодежная бригада
(в центре, с наградами, Н. А. Лунин)
 
В январе 1940 г. в Новосибирске зародилось движение, о котором впоследствии заговорила вся страна, а имя его инициатора — машиниста Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо Томской железной дороги Николая Александровича Лунина (1916−1968) — стало одним из самых популярных. Лунин осуществил текущий ремонт силами самóй паровозной бригады, что резко увеличило межремонтный пробег и заметно сократило простои. Эффективный метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах Советского Союза.

Новой инициативой Лунина — в развитие предыдущей — стало овладение каждым членом бригады ремонтными специальностями. При значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей, этот почин получил широкое распространение не только на транспорте, но и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями. В годы войны лунинский метод стал широко внедряться путем организации «лунинских бригад». Для изучения и распространения новаторского метода создавались специальные школы.

В декабре 1941 г. Лунин двумя паровозами доставил в Москву, где был острый топливный кризис, 5 000 тонн угля (100 вагонов!), при нормативе на одну машину 1 250 тонн, тем самым положив начало новому движению — сверхтяжелых поездов. 7 января 1942 г. вышел приказ Наркомата путей сообщения «О развитии лунинского движения нa железнодорожном транспорте в годы войны». В апреле 1942 г. Лунин стал лауреатом Сталинской премии; полученную премию он отдал на уголь для Сталинграда, строительство детского дома и подлодки «Новосибирский комсомолец».

В 1943 г. «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Последователи Лунина появились на речном, морском транспорте, в сельскохозяйственной отрасли. В числе наград машиниста-новатора — два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, два знака НКПС «Почетный железнодорожник».

В Новосибирске установлены три мемориальные доски в его честь, одна из площадей названа «Площадью лунинцев». Весной 1985 г. подаренный Лунину паровоз ФД-3000 был установлен на постамент перед путепроводом через проспект Димитрова на ул. Ивачева. Он стал началом Мемориала Славы труженикам тыла 1941−1945 гг. В 2000 г. Н. А. Лунину присвоено почетное звание «Гражданин XX века Новосибирской области».

Made on
Tilda