ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новосибирск. Азбука удивительного

ФИЛЬМЫ О НОВОСИБИРСКЕ

Ф
 
1 февраля 1913 г. в анонсе «Первого электротеатра» г. Ново-Николаевска значилось: «Спешите видеть! Сверх программы „Виды г. Ново-Николаевска“, съемки Ф. Ф. Махотина». Московский журнал «Вестник кинематографии» писал: «Первая кинематографическая картина местной работы имела большой успех у публики… Вместо набившей оскомину иностранщины перед взорами обывателя на экране промелькнули знакомые уголки родного города, оживленные праздничным движением». Следом вышла вторая серия «Видов города Ново-Николаевска», позже — «Новониколаевские юбилейные торжества Дома Романовых», «Масленица в Ново-Николаевске», «Прогулка от Ново-Николаевска до Бердска».

Достигается поразительная оперативность: гимнастический праздник реального училища в апреле 1914 г., например, показывается вечером в день съемок. С весны 1914-го хроникальные выпуски Махотина становятся регулярными (раз, иногда 2 раза в месяц) и подрастают в метраже. Обычно это два сюжета: «Путешественник вокруг света Фердинанд Лейбвиц в Ново-Николаевске» и «Похороны первого городского старосты Ивана Сурикова»; «Пребывание в Ново-Николаевске московского митрополита Макария» и «Путешественная прогулка на пароходе „Гуллет“»; «Полеты авиатора Седова на Фармане» и «Бега и скачки с ипподрома». Выпуски получают и постоянную шапку «Ново-Николаевск на экране» (сравните: киножурнал «Сибирь на экране», который снимали с 1929 г.). Но через несколько месяцев началась Первая мировая война, поставки пленки и прочих материалов прекратились, на оставшихся запасах удалось провести лишь несколько съемок: «Торжественное молебствование о ниспослании побед русскому воинству», «Манифестация в ознаменование взятия Львова и Галича», «Торжественный парад 41-го Сибирского полка», «Сбор белья в пользу воинов», «Торжественная закладка Дома инвалидов». К лету 1916-го съемки прекратились. И все-таки Махотин провел еще одну съемку: «Великий праздник революции в г. Николаевске. Снимки с натуры воспроизведены в день 1917 года марта 27». Кадры почти месяц шли на экране, побив все рекорды проката.

В 1920-е годы в городе работало АО «Киносибирь», действовали корпункт «Совкино», киностудия «Сибтехфильм». В 1929 г. вышел на экраны первый советский документальный фильм о Новосибирске — «Столица Сибири», интересная, технически сложная (с ювелирными кинокомбинациями, съемками с воздуха) картина. Автор — В. Д. Константинов (1899−1952), авиационный техник по образованию, конструктор кинотехники из ЦСДФ (автор знаменитой кинокамеры «Конвас»). В ноябре 1930 г. «в целях наиболее полного и своевременного обслуживания кинопроизводством политических кампаний» в Новосибирске была создана съемочная база «Союзкинохроника». С 1950-х годов документальные фильмы, снятые в Новосибирске и о Новосибирске выходят достаточно регулярно. С появлением в 1960 г. студии «НовосибирскТелефильм» резко увеличилось количество документальных фильмов о городе. Почти все они были показаны по ЦТ и растиражированы по стране. В 1960-х появляются и фильмы, снятые иностранными киногруппами (например, в 1966 г. — французами и англичанами, в 1967 г. — японцами).

Первым художественным фильмом о городе и его жителях был немой фильм «Красный газ» (или «Товарищ из центра»), снятый в 1924 г. по мотивам романа В. Зазубрина (1895−1937) «Два мира» в честь пятилетия освобождения Новониколаевска от Белой армии. Съемки начались весной и проходили в местах сражений на берегах Оби, в Новониколаевске, Бердске, Колывани, Бийске, селах Алтая. (Зверства белых карателей снимались в Колывани, где для фильма специально были сожжены несколько построек; эпизод с разнузданной белогвардейской пирушкой снимался возле здания театра «Красный факел» в саду, который в настоящее время не сохранился; посадка на пароход белогвардейских карателей — в Закаменском районе на паромной пристани). 12 декабря фильм вышел на экраны Новониколаевска, и за два дня его посмотрели больше 7 тыс. человек. 13 декабря в «Правде» было отмечено, что картина рекомендована к широкому показу как «лучшее достижение советской кинематографии». Полтора года спустя «Советская Сибирь», ссылаясь на сведения из Москвы, сообщает, что «Красный газ» по успеху уступает лишь фильму «Красные дьяволята» по одноименной повести П. Бляхина (1886−1961). В 1929 г. появилась картина «Конец Журавлихи» — о коммуне «Молот» в районе Нижней Ельцовки; в 1930 г. — «Огненный рейс» по рассказу новосибирского писателя П. Дорохова (1886−1942) о периоде гражданской войны.

Made on
Tilda