ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Переправа через Обь
(причал на Чернышевском спуске недалеко от Главного вокзала)
До середины 1950-х гг. правый и левый берег не имели между собой постоянного пешеходного и автомобильного сообщения. Как перебирались через реку прежде простые горожане?

  • С XVII в. самым распространенным грузовым судном на оборудованных переправах через крупные реки Западной Сибири был дощаник различной конструкции и грузоподъемности.

  • Зимой переправа осуществлялась по ледовой временной переправе через Обь, а летом – по наплавному мосту.

По Оби курсировали паромы, лодки. Привычными были очереди на паромы – с телегами, с мешками и корзинами, с гусями и козами. Естественно, переезд через реку стоил денег (стоимость перевоза повозки составляла 30 коп. с лошади – столько же стоила часовая поездка по городу на извозчике).

Работали в основном два парома, которые постоянно ломались и тонули. Их поднимали со дна, чинили и снова запускали в дело.

  • После того как в 1909 г. из-за переправы на несколько часов опоздала правительственная почта, город купил собственный пароход с баржей, который и стал регулярно курсировать между берегами со следующего года.
  • В 1910 г. городская управа навела в деле переправы через Обь относительный порядок: купила баржу (стоимостью 51 тыс. руб.) и стосильный пароход (стоимостью 20 тыс. 400 руб.), который доставили из Нижнего Новгорода, и благоустроила причал на Чернышевском спуске (недалеко от Главного вокзала). Пароход получил название «Новониколаевск», перевозил грузы и людей. До 1917 г. перевоз приносил городу ежегодный доход до пяти тыс. руб.

  • В 1919 г. «Новониколаевск» был заменен пароходом «Братья» (в 1925 г. он был переименован в «Орлик»), а переправа – со специально устроенными причалами и расписанием рейсов – просуществовала до наведения понтонного моста и появления коммунального. Железная дорога преграждала путь к переправе из центра города – под ней в 1910–1913 г. построили тоннель, что вел с Вокзальной улицы (ныне Шамшурина) на Владимировскую.

С постройкой второй большой баржи, вмещающей до 70 подвод, паром через реку Обь у г. Новониколаевска стал работать на три баржи. Паромная переправа была там, где сейчас Октябрьский мост, на левом берегу. Пристань была где-то по центру нынешнего пляжа, на правом. Дальше транспортные возы поднимались по Сузунскому ввозу или уходили на ул. Трактовую (позже она называлась ул. Будагова, ныне – ул. Большевистская).
Связь осуществлялась и через железнодорожный мост, люди в постоянно переполненных вагонах-«теплушках» ездили на работу, как сейчас на электричках. Такие своеобразные электрички назывались «передачами» (через кондуктора горожане часто передавали посылки), а еще «матанями». Маршруты были редкими и те, кто не успевал на поезд, искали ночлег на берегу.
Еще в 1908 г. уполномоченные города просили губернские власти устроить мост вместо парома, так как последний долго простаивает во время ледохода и при сильных ветрах. Городская Дума постановила подготовить проект понтонного моста. Пока его обсуждали, пока проектировали, пока искали деньги, прошло несколько лет. Грянула Первая мировая война, и стало не до моста. Так и курсировали между берегами муниципальный пароход и муниципальная баржа до самой революции.

  • В 1930-е гг. левый берег стал активно осваиваться, мысль о постройке моста становилась все насущней. Вопрос о строительстве автомобильной переправы обсуждали еще в 1920-е годы. В 1931 г. мост обозначен на Генплане города, а в 1938 г. проект был готов. Но возвели переправу только после начала Великой Отечественной войны, когда в город хлынул поток беженцев, стали прибывать эвакуированные заводы.

  • В августе 1941 г. Государственный комитет обороны поручил Западно-Сибирскому речному пароходству срочно построить в Новосибирске (на Лесоперевалке, в створе Чернышевского спуска) понтонный мост через р. Обь.
Во исполнение этого на Батуринской судоверфи, на р. Чулым заготовили около 100 деревянных понтонов барж, а дооборудованием их занимался Новосибирский судоремонтный завод.

Военное время диктовало необычайно ускоренные темпы. Молодежь Новосибирска прекрасно понимала свою задачу – «ковать победу в тылу». На стройку отправили также и заключенных из местных лагерей. В невероятно короткие сроки – через месяц, 18 сентября 1941 г. было завершено строительство наплавного (понтонного) коммунального моста через Обь.

  • Мост протяжением 895 м был построен по проекту инженера В. П. Сивочкина. Он находился в двух километрах ниже железнодорожного моста. До сих пор к нему – уже несуществующему – ведет ул. Понтонная. Другой конец моста находился у Лесоперевалки.

  • Для пропуска судов было предусмотрено расцепное устройство, и в ночное время мост разводился на 45 минут, чтобы пропустить плывущие по реке суда.

  • Он был неширокий, только по одной полосе в каждую сторону. Его берегли – машины шли медленно. На подъездах к переправе скапливались сотни грузовиков. Сюда же приходили желающие перебраться на противоположный берег. Но общественный транспорт по нему не ходил – только казенные машины, перевозившие грузы и рабочих.

  • Понтонный автомобильный мост через Обь, связавший правый и левый берега, был первым в Новосибирске. Понтонная переправа просуществовала больше десяти лет. Ее демонтировали в 1955, после завершения строительства Октябрьского моста. Сегодня на месте понтонного – Димитровский мост.
Made on
Tilda