До появления в 1978 г. Димитровского моста территория Затона была достаточно удаленным районом. Без лодки из центра добираться сюда нужно было через Октябрьский мост. Узкий залив со стоячей водой (сам затон) сейчас, по сути, является кладбищем отслуживших речных судов. Здесь также расположены стоянки десятков катеров и яхт (в верхней его части).
Один из берегов здесь превращен в длинный (хотя и совершенно необорудованный) пляж. Купаться и загорать сюда ходят, пожалуй, только местные. Хотя вдоль берега ведет дорога, и доехать отсюда из центра – всего минут 10–15 на машине (только придется сделать приличную петлю, чтобы выехать на мост).
- Активное строительство в Затоне началось совсем недавно. Инициатором стала «Томская домостроительная компания» (ТДСК), которая выкупила обширный участок бывшей ремонтно-производственной базы (19 гектаров) и возводит там жилой комплекс «Аквамарин»: около 15 домов (порядка 180 тыс. кв. м жилья), 2 детских сада и школа. Несмотря на некоторые неудобства, жители любят свой район и переезжать отсюда не хотят.
- Кроме жилья здесь предполагается построить какое-то количество коммерческой недвижимости. Однако никаких крупных торговых центров городского масштаба проектом не предусмотрено – территория должна развиваться в направлении, заданном аквапарком и обширными водными пространствами самого затона.
- На севере (возле будущего пятого моста через Обь) планируется строительство спортивных объектов, а вдоль Оби и по берегам затона должны появиться зеленые парковые зоны.
- Через сам затон будет перекинуто несколько мостов, под которыми смогут проходить суда небольшого размера. Останется и лодочная станция. Если проект будет реализован, то население Затона вырастет до 46 тыс. человек.
Вообще же Затон – перспективное место. Конечно, здесь придется еще решить массу технических проблем. Но, в принципе, тут может со временем появиться уникальный район, построенный, что называется, на воде.